- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Переход количества в качество — как индустрия производства украинских сериалов и телешоу выходит из кризиса
Серьезнее всего повлияли на украинский рынок телеконтента "черные списки" российских фильмов и сериалов. Самый свежий, опубликованный в декабре 2016 года, насчитывает уже 544 фильма и сериала, которым Государственный комитет по вопросам кинематографии отказал в регистрации и отменил прокатные удостоверения на трансляцию, и этот список будет еще пополняться, пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".
Кроме того, с лета 2015 года запрещены фильмы, сериалы и передачи, пропагандирующие коммунистические идеи, силовые структуры РФ и бывшего СССР, а также весь контент, снятый в России после 2013-го (в том числе мелодрамы, комедии, анимацию), и тот, создатели которого (режиссеры, актеры и т.д.) поддержали оккупацию Россией Крыма и самопровозглашенные ДНР и ЛНР. Такой тотальный запрет на трансляцию российского контента лишил многие каналы большей части рейтинговой библиотеки (в среднем эфир топ-6 каналов на 55% состоял из российского продукта). Каналы были вынуждены списать контент на сотни миллионов гривен, им нечем стало заполнять эфир, особенно в прайм-тайм.
Ситуацию усугубил обвал рынка. В 2014 году рынок просел вдвое по сравнению с 2013-м: с $630 млн до $301,4 млн (по информации медиаагентства ZenithOptimedia). После такого падения не последовало роста и в 2015 году. По данным Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), телерынок заработал в прошлом году на прямой рекламе столько же, сколько и в 2014-м — 3,6 млрд грн, а по подсчетам консалтинговой компании Cortex, даже просел почти на 10% — с 3,2 млрд грн до 2,9 млрд грн.
Хотя этот провал по инерции захватил и первое полугодие 2016 года, но все же в этом году рынку удалось выйти на позитивную динамику: по прогнозам ВРК, рынок телевизионной рекламы вырастет на 15%, ТВ-спонсорство — на 20%.
Количество брендов, которые размещаются на ТВ, еще не вернулось на докризисный уровень (285 в 2016-м по сравнению с 315 в 2013-м). Хотя, как отмечают в StarLightMedia (ICTV, СТБ, "Новый канал"), заполнение в рекламных блоках телегруппы приближается к 100%, а объем бюджетов в гривне вышел на уровень 2013 года. Пока украинский ТВ-рынок убыточен.
"По нашим оценкам, его расходы почти в 2,5 раза превышают доходы", — оценивает ситуацию Владимир Бородянский, руководитель медиагруппы StarLightMedia.
Но это не относится к производству контента, отмечают в FILM.UA. У телегрупп 90% их дохода генерировала прямая реклама, потому, как только рекламный рынок рухнул, рухнули и их доходы. "Но вот продакшен-рынок не является убыточным: он остается бизнесом, который мы ведем, диверсифицируя риски и получая доходы из самых разных источников", — говорит Сергей Созановский, соучредитель FILM.UA Group. — Однако нельзя отрицать, что рынок телеконтента, напрямую связанный с телерынком, ощутил последствия кризиса".
Если сравнивать с рекордным 2013 годом, то падение на рынке производства контента в 2014-м в долларах составило 30%, еще 5% — в 2015-м. Но, оценивая итоги 2016 года в сравнении с предыдущим, можно говорить о росте до 10%. И этот тренд радует, отмечают аналитики FILM.UA.
Передела рынка не было
На украинском телерынке представлено две основные группы игроков. Первая — четыре телегруппы (StarLightMedia, "1+1 медиа", Inter Media Group и "Медиа Группа Украина"), которые активно занимаются собственным производством. Вторая — независимые продакшн-компании, крупнейшие из которых FILM.UA Group, "Студия "Квартал 95", PRO TV и Star Media. Всего же в Украине, по данным "Медиа Ресурсы Менеджмент" (МРМ), работает более 80 продакшн-компаний.
"Финансовое состояние рынка производства телепродукта не способствует появлению новых игроков. По всей вероятности, такая же ситуация будет сохраняться на протяжении ближайших нескольких лет", — замечает Олег Щербина, СЕО в Fresh Production.
"О новых игроках не стоит говорить, тут бы старые удержались", — добавляет Борис Шефир, совладелец и шеф-редактор "Студии "Квартал 95".
Те немногие новые игроки, которые выходят на рынок, — это продакшны, ранее специализировавшиеся на производстве рекламы, а сейчас переориентировавшиеся на производство теле- и кинопродукта, как, например, компания Limelight.
"О новых игроках не стоит говорить, тут бы старые удержались", — добавляет Борис Шефир, совладелец и шеф-редактор "Студии "Квартал 95".
Чем заполняли эфир
По оценкам МРМ, в первом полугодии 2016 года в эфир топ-6 украинских телеканалов (ICTV, "1+1", "Интер", "Украина", СТБ, "Новый канал") вышли 23 премьерных сериала, 3 премьерных кинофильма производства стран СНГ и 50 новых телешоу (с учетом запуска новых сезонов стартовавших ранее проектов). Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, существенно сократилось количество новых сериалов и фильмов: в январе-июне 2015 года в эфире дебютировало 35 сериалов и 11 кино- и телефильмов, при этом увеличилось количество премьер телевизионных шоу — в первом полугодии 2015 года таковых было 38.
Кадр из телесериала "Столетие Якова"
Основная тенденция 2016 года — телеканалы стали гораздо активнее в вопросе производства украинских сериалов собственными силами либо по заказу независимых про-дакшнов. В итоге за последние полтора года количество производимого в Украине телепродукта значительно увеличилось. Это касается как телевизионных программ и шоу, так и сериалов, замечают в МРМ. За исключением нескольких российско-украинских копродакшнов (к примеру, "Мамочки" на "1+1" и "А зори здесь тихие…" на "Интере"), все сериальные премьеры были украинского производства.
Всего в эфир в январе-июне текущего года вышел 21 украинский премьерный сериал. Если сравнивать с аналогичными показателями первого полугодия 2015 года, то тогда из 35 премьерных сериалов лишь 8 были украинского производства, 4 — украинско-российский копродакшн, а 23 — российские сериалы. Таким образом, рост количества украинского премьерного сериального продукта превысил 250%. "Правда, качество многих из них из-за сокращения бюджетов оставляет желать лучшего", — замечает аналитик МРМ Артем Вакалюк.
Средства расходуют по-другому
Падение доходов телеканалов привело к сокращению бюджетов на покупку форматов. "Мы серьезно сократили импорт программного продукта за последние два года, — констатирует Александр Ткаченко, генеральный директор "1+1 медиа". — Две простые причины. Первая — на сегодняшний момент это крайне дорогая для нас покупка в силу девальвации валюты; а вторая — при ставке на собственное производство у нас появляется не покупная, а своя собственная библиотека программ и сериалов, а это стратегически гораздо более выгодное вложение, чем покупка временных прав зарубежной продукции".
Тем не менее, у "Плюсов" осталось стратегическое сотрудничество с основными партнерами за рубежом относительно ведущих форматов телеканала, например, передачи "Голос", и ряд контрактов с ведущими голливудскими киностудиями. "Но все же основные затраты канала направлены на создание собственной продукции и копродакшн. Сейчас 80-85% эфира канала — это продукция, произведенная в Украине, если говорить про сериалы, и на 100% — если про передачи", — отмечает СЕО "1+1 медиа".
По словам СЕО StarLightMedia Владимира Бородянского, в медиагруппе давно было принято решение замещать закупной продукт собственным. Осенью этого года СТБ 92% эфирного времени заполнял собственным продуктом, ICTV и "Новый канал" движутся в этом же направлении.
Татьяна Данилюк, руководитель отдела закупок "Нового канала", отмечает, что изменился и сам подход телеканалов к закупке контента: "Сегодня мы берем только качественный эффективный контент без "паровоза", который в докризисное время обязательно шел в нагрузку к хорошему контенту. Делаем акцент на проверенные франшизы, новые и "вечнозеленые" блокбастеры".
Евгений Лященко, директор "Медиа Группы Украина", в свою очередь отмечает, что собственное производство оказалось в приоритете сегодня не только потому, что покупать западный продукт дорого, но еще и потому, что это не очень эффективно. "У телезрителя сформировались определенные привычки и вкусы, и в один момент на скандинавские сериалы или "Игру престолов" он не переключится. Купить же необходимый нам продукт по оптимальной цене чрезвычайно сложно, если не сказать невозможно. Поэтому решено наращивать производство сериалов, востребованных зрителем, силами собственных продакшнов и по нашему заказу независимым продакшнам".
В целом по рынку объемы собственного производства увеличились у всех медиагрупп.
Кризисные цены
Самым доходным и дающим высокие показатели телепросмотра видом контента являются телевизионные сериалы. Экономически оправданной суммой затрат, если ориентироваться только на внутренний рынок, в украинских продакшнах называют сумму в $15 тыс. за эпизод. Затраты на производство одного сезона телешоу зависят от его масштаба: для ток-шоу или юмористического шоу, будет достаточно нескольких тысяч долларов.
В сотни тысяч долларов обходится сезон, например, "Голоса країни" — шоу собственного производства "1+1 Продакшн", для создания которого приобретается лицензия, франшиза, а во время прямых эфиров на съемках задействовано до 500 человек персонала. Последние проекты приносят высокие рейтинги ("Голос країни" — 2 место по телепросмотру в 2015 году, 1 место — "Голос. Діти"), но при этом являются имиджевыми.
Для прайм-тайма национального телеканала час производства стоит не менее $25 тыс., а приносит не больше $8 тыс.
"1+1 медиа", по словам Александра Ткаченко, готов потратить на производство локального сериала $20-50 тыс. за эпизод. Такой проект будет доходным в случае 5-6 повторов с хорошими показателями.
"Я не соглашусь с экспертами и коллегами, которые называют цифры в $20-30 тыс., — возражает Борис Шефир, совладелец и шеф-редактор "Студии "Квартал 95". — Мы прекрасно знаем, что минимум, за который можно снять хороший эпизод и даже не хороший, очень средний, — это $50 тыс.".
Кадр из сериала "Слуга народа-2" производства "Студия "Квартал 95"
Как отмечают в FILM.UA, сейчас продакшны работают над продуктом, где цена за эпизод варьируется от $15 тыс. до $150 тыс. (в последнем случае производитель рассчитывает не только на местный рынок). В настоящее время FILM.UA не снимает дорогие сериалы с бюджетом в $500 тыс., как первый и второй сезоны "Нюхача" и "Красной королевы". Заходить в такие съемки не позволяет экономическая ситуация. Тем не менее, продакшн планирует начать производство премиальных сериалов в 2017 году.
"Наши планы и наш оптимизм связаны с тем, что мы не рассчитываем только лишь на доход от локальных телегрупп, производя контент, — подчеркивает Сергей Созановский. — Международная дистрибуция, монетизация контента в сети, кинотеатральный прокат, Pay-Tv".
Александр Ткаченко считает, что дорогие сериалы возможны только в случае копродакшна, чьему развитию, как ожидает рынок, будет способствовать закон "О государственной поддержке кинематографии в Украине", принятый 23 марта этого года. Одна из ключевых норм документа направлена на улучшение финансовых условий для инвестиций со стороны зарубежных кинокомпаний, а именно: предусматривает систему рибейтов (налоговых возвратов) для иностранных компаний, проводящих съемки в Украине. В мировой практике наличие этой системы принципиально для привлечения инвестиций в индустрию.
Продажа форматов
Наиболее перспективными способами получения дохода в продакшне считают продажу лицензий на максимальное количество территорий и способов демонстрации контента. Продажа форматов давно уже не новинка для украинских компаний, но, как правило, география ограничивалась странами постсоветского пространства. Например, в этом году сериалы "Центральная больница" и "Хозяйка" ("1+1") купили Казахстан, Грузия и Беларусь.
"Новый канал" продал свои самые рейтинговые проекты: форматы "Ревизор", "Страсти по Ревизору" и "Аферисты в сетях", а также готовый продукт — "От пацанки до панянки", "Аферисты в сетях", "Супермодель по-украински", "Киев днем и ночью". По-прежнему наши программы покупает Россия, интерес к украинскому продукту проявляют и другие страны бывшего СССР и Восточной Европы: Азербайджан, Белоруссия, Польша, Латвия, Эстония.
Однако продажа прав на показ сериалов за границу сможет покрыть расходы на их произ-водство, только если украинской телекомпании удастся открыть для себя европейские рынки, а это пока удается редко. Так, самую крупную сделку совершила этой осенью "Студия "Квартал 95": американская компания-мэйджер FOX Studios купила формат сериала "Слуга народа" (является самым рейтинговым сериалом украинского телевидения по итогам 2015 года). Впервые отечественный формат сериала, придуманный и реализованный в Украине, ушел на экспорт в США.
Вторая крупная сделка студии — сериал купил Netflix для показа на своем интернет-канале по всему миру. До этого права на реализацию формата "Слуга народа" приобрели Казахстан и Эстония, а готовый сериал — Австралия, Беларусь, Болгария, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Россия, США и Эстония. Формат кинопроекта на мировом рынке представляет дистрибьюторская компания Eccho Rights (Швеция), которая в 2015 году успешно продала права на адаптацию формата юмористической программы "Рассмеши комика" в Испанию, Данию и Нидерланды.
Успешным в плане продаж за рубеж был год для FILM.UA Group. Самая громкая история — это, конечно же, "Нюхач". Права на показ сериала были проданы в 53 страны, а права на его адаптацию — в Японию и Францию. Обнадеживающей в компании называют практику пресейлов фильмов, которые сейчас находятся в производстве. Так, права на анимационную ленту "Украденная принцесса" FILM.UA Group уже продала в Германию, Австрию, Швейцарию, Литву, Латвию, Эстонию, Китай, страны Ближнего Востока и Северной Африки, в Южную Корею, во Францию, франкоговорящую Европу и Африку, в Польшу, Болгарию, Иран и Израиль. Подписаны соглашения о предпродаже прав на дистрибуцию "Сторожевой заставы" на территорию Франции, Китая и Ирана. Ранее такие соглашения были подписаны с Вьетнамом и Малайзией. Продолжаются переговоры с Германией и Латинской Америкой.
В марте на Cartoon Movie, крупнейшем анимационном форуме Европы, где Украина была представлена впервые, продюсеры FILM.UA Group и Animagrad провели питчинг проекта "Мавка. Лесная песня". По его результатам идут переговоры о копродукции.
Скачка не будет
В 2017 году больших изменений на рынке не ждут. Хотя кинематографисты могут праздновать большую победу на законодательном поле: на днях Верховная Радой уже по второму кругу (после ветирования Президентом и внесения его поправок) приняла закон "О государственной поддержке кинематографа в Украине". Для разработки этого законопроекта все крупнейшие игроки рынка сумели объединиться (инициатива #КіноКраїна) и научиться договариваться, отложив в сторону личные интересы.
Закон содержит такие революционные моменты, как введение рибейтов (возврата части расходов иностранцам), что привлечет к нам зарубежные студии. Теперь на частичную господдержку могут рассчитывать создатели телесериалов, а права при определенных условиях могут остаться у получателя субсидии.
Но закон не заработает прямо завтра. При самом позитивном сценарии он начнет действовать не раньше 2018 года. Рада должна будет рассмотреть еще три вспомогательных законопроекта (о внесении соответствующих изменений в налоговый, таможенный и бюджетный кодексы, а Госкино — разработать порядок работы экспертного совета и правила новых конкурсных отборов кинопроектов.
Аналитики FILM.UA Group прогнозируют, что рынок телеконтента в 2017 году останется как минимум на уровне 2016 года. Их оптимистичный прогноз — рост на 15% и при сохранении существующего тренда выход на уровень 2013-го уже в 2018 году.
В свою очередь Александр Ткаченко надеется на появление новых проектов, прежде всего сериального производства на украинском языке с украинской тематикой и новыми героями. Это станет продолжением тенденции этого года, когда впервые в украинском телеэфире появились сериалы на украинском языке: "Столетие Якова" и "Катерина" (телеканал "1+1"), "Дежурный доктор" (FILM.UA Group по заказу ТРК "Украина") и "На линии жизни" (Fresh Production по заказу ТРК "Украина"), где его герои, как в реальной жизни, говорят и украинском, и на русском языках.
Съемки медицинского сериала "Дежурный доктор" на FILM.UA Group по заказу ТРК "Украина"
"Контент с украинской тематикой зрители смотрят лучше (при условии высокого качества этого продукта), и менеджмент медиагрупп это понимает. Однако финансовая ситуация на телерынке все еще остается тяжелой, в связи с этим медиагруппы будут вынуждены продолжать инвестировать в проекты, предназначенные для двух рынков — российского и украинского, а это ограничивает возможности создания оригинального продукта для украинской аудитории", — замечает продюсер Олег Щербина.
"Риски у собственного производства и производства по заказу, конечно, выше, чем покупка рейтингового продукта, который близок и понятен аудитории канала. Исторически самые высокие рейтинги демонстрировали мелодрамы российского производства, тогда как даже самые популярные имиджевые сериалы в эфире часто идут с очень невысокой долей. Наши собственные примеры: сериал "C.S.I. Место преступления" и "Война и мир" (BBC) — доля 6,94% и 4,05%, рейтинги — 0,66%, 0,64%. Так что выбора у нас нет, надо создавать собственный продукт, понятный нашему зрителю", — отмечает Евгений Лященко.
Таким образом, в 2017 году продолжится создание по сути новой сериальной индустрии. Способствовать этому будет и закон об универсальной программной услуге. Принятые изменения в УПУ должны выстроить рыночные отношения между провайдерами и телеканалами (из УПУ исключены эфирные коммерческие телеканалы, которые теперь имеют возможность перейти с индустрией телекома на договорные отношения и дополнительно зарабатывать на своем контенте). Это улучшит конкуренцию, уменьшит пиратство и, в принципе, станет началом цивилизованных отношений.