НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Три урока от Маска, которые будут полезны стартаперам

Три урока от Маска, которые будут полезны стартаперам
Истории о том, как Илон Маск искал финансы для своих стартапов, особенно для SpaceX и Tesla

У основателя SpaceX и Tesla можно многому поучиться — и, в особенности, его умению производить впечатление на инвесторов. Маск является основателем компании PayPal, основателем, совладелецем, генеральным директором и главным инженером компании SpaceX, председателем совета директоров, генеральным директором и главным идейным вдохновителем (Chief Product Architect) компании Tesla, членом совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Вот три самых важных урока, которые можно извлечь из опыта Илона Маска, подготовленные изданием Еntrepreneur.

Урок №1. Убедите инвесторов своей целеустремленностью

В 1995 году объем мирового венчурного рынка составлял чуть более $8 млрд — для сравнения, в прошлом году эта сумма составила $155 млрд. В это не самое удачное время Илон Маск запустил свой первый стартап — Global Link Information (который позже был переименован в Zip2). Проект представлял собой бизнес-каталог для компаний залива Сан-Франциско. По словам автора биографии Маска "Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее" Эшли Вэнса, предприниматель начал свой бизнес очень скромно. В первые месяцы Илон, его брат Кимбал и небольшой отдел продаж ходили по компаниям и рассказывали им о своем стартапе. Тогда у Илона не было огромного выбора инвесторов, опыта и связей. Он обладал единственным преимуществом — любовью к делу и целеустремленностью.

Из-за отсутствия финансирования Маску и его брату приходилось жить очень экономно: они спали на матрасах в офисе и ходили в душ в местное отделение "Юношеской христианской ассоциации". Чтобы убедить инвесторов, Илон и Кимбал придумали хитрый трюк. Они сделали необычный корпус для компьютера, в котором находился сервер Zip2, и установили его на площадку с колесами, чтобы тот выглядел как "мини-суперкомпьютер".

Этот трюк и скромный образ жизни, который вели братья, помогли им вскоре достигнуть рентабельности. Затем им удалось получить средства от небольшой группы бизнес-ангелов, после чего инвестиционный фонд Mohr Davidow Ventures вложил в их проект $3 млн. Наконец, стартап выкупила компания Compaq за $307 млн.

Любовь к делу и целеустремленность Маска не ограничилась одними забавными трюками и ночевкой в офисе. Он не стал тратить свои $22 млн, заработанные на продаже Zip2, на роскошные автомобили и элитные поместья. Маск рискнул и вложил средства в создание новой компании — X.com, которая позже превратилась в PayPal. Продажа PayPal компании eBay принесла Маску $180 млн, которые он потом вложил в SpaceX, Tesla и SolarCity.

История первого бизнеса Илона Маска говорит о том, что он предприниматель, который работает на перспективу. Когда он занимается компанией, он отдается делу целиком. Он вкладывает в нее все средства и силы.

Инвесторам трудно отказать такому целеустремленному и упорному предпринимателю. Разумеется, вам необязательно нужно ночевать в офисе, чтобы продемонстрировать, насколько сильно вы заботитесь о своей компании (если только у вас не такое плачевное финансовое состояние, как было у братьев Маск). Покажите, что вы живете своим делом и готовы пойти на все, чтобы воплотить свою идею.

Урок №2. Не передавайте управление слишком рано

Суровая реальность такова, что мало кто из стартапов получает миллиардную оценку без сторонних инвестиций. Из этого факта вытекает еще одна проблема: уменьшение доли и утрата контроля над компанией.

Многим удается сохранить власть благодаря доверительным отношениям между инвесторами, основателям стартапа и его руководством. Случай Марка Цукерберга, который владел 28,4% акций Facebook на момент IPO, является хорошим примером такого расклада.

Но иногда бывает так, что основатели стартапа слишком рано лишаются власти и становятся бессильны против более опытных венчурных инвесторов. Такое было и с Илоном Маском в начале его карьеры. Карьера Маска в Zip2 закончилась быстро и печально. В результате первого раунда инвестиций его доля в компании сильно уменьшилась, из-за чего он не смог повлиять на решение совета директоров назначить на роль генерального директора другого человека. Сам Илон стал техническим директором компании. Да, он по-прежнему входил в руководящий состав компании, но не мог терпеть отсутствие власти и политику руководства нового генерального директора Рича Соркина.

Похожая ситуация сложилась и во втором стартапе Маска, X.com. После слияния компании со своим конкурентом Confinity, Илон стал генеральным директором новой фирмы, PayPal. К сожалению, после борьбы за технологию, которую использовал PayPal, его свергли с этой позиции.

Оба случая значительно повлияли на дальнейшие решения Маска. Сейчас он предпочитает сначала вложить в новое дело максимум средств, чтобы за ним всегда оставалось последнее слово в компании.

Мораль очевидна: прежде чем заняться привлечением инвестиций, не забудьте выделить свою долю (особенно если вы начинающий руководитель). Если вас действительно заботит миссия вашей компании, сделайте так, чтобы вы могли и дальше ее продвигать. Если ваш голос в компании не имеет особого значения, то этого будет трудно добиться.

Урок №3. Будьте изобретательны

Илон Маск умеет обернуть любую ситуацию в свою пользу — и все благодаря своей изобретательности.

Разберем недавний пример с его проектом The Boring Company. Илон Маск основал эту компанию на собственные средства (как обычно), однако на то, чтобы прокладывать под землей скоростные туннели, ему потребуется еще больше денег. Чтобы собрать еще средств, Маск решил продавать огнеметы по $500 за штуку. Таким образом, всего за несколько дней он заработал более $10 млн. Вместо того чтобы тратить время на поиски денег у инвесторов, Маск заработал средства для своего стартапа с помощью персонального бренда.

Изобретательность присуща почти всем успешным предпринимателям в сфере технологий, например, основателям сервиса Airbnb. Когда их проект находился на грани банкротства, они стали продавать хлопья в брендированных упаковках, посвященным президентским выборам 2008 года. Благодаря такой пиар-кампании, они смогли продлить жизнь своей фирме (которая сейчас оценивается в $31 млрд) и попасть в акселератор Y Combinator. Как сказал сооснователь акселератора Пол Грэм, "если вы можете заставить людей платить $40 за коробку четырехдолларовых хлопьев, то вы сможете убедить их спать на чужих надувных матрасах".

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram