- Категория
- Life
- Дата публикации
Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"
Заметная картина
"Когда падают деревья" — один из наиболее заметных авторских украинских фильмов этого года:
- мировая премьера ленты Марыси Никитюк состоялась в феврале на МКФ в Берлине — в параллельной программе "Панорама"; в июле на Одесском МКФ, где впервые в Украине представили картину, жюри Национального конкурса наградило призом исполнительницу главной роли Анастасию Пустовит; а в октябре — уже после того, как активная стадия отечественного кинопроката ленты завершится, — она будет показана в официальной программе Варшавского МКФ.
- мировая премьера ленты Марыси Никитюк состоялась в феврале на МКФ в Берлине — в параллельной программе "Панорама";
- в июле на Одесском МКФ, где впервые в Украине представили картину, жюри Национального конкурса наградило призом исполнительницу главной роли Анастасию Пустовит;
- а в октябре — уже после того, как активная стадия отечественного кинопроката ленты завершится, — она будет показана в официальной программе Варшавского МКФ.
Награды еще до съемок
Картина получила определенную известность еще на этапе подготовки к съемкам. Марыся Никитюк со сценарием будущей ленты принимала участие в профессиональной программе ScripTeast, призванной помочь кинематографистам улучшить творческий материал. И стала ее победителем, получив награду имени Кшиштофа Кеслевского.
Один из организаторов ScripTeast польский продюсер Дариуш Яблонский, в итоге, принял участие в создании картины, которая стала копродукцией Украины, Польши и Македонии (ведущим продюсером был Игорь Савиченко). Это позволяет говорить о ленте "Когда падают деревья", как о восточноевропейском, а не просто украинском (и уж, тем более, местечковом) кино.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaУниверсальная история
Пожалуй, это обстоятельство создает для зарубежных зрителей некоторые преимущества при просмотре картины. Их взгляд не будет напрасно цепляться за колоритные визуальные детали, пытаясь отыскать в образах городка унылой панельной многоквартирной застройки, покосившегося села, цыганского табора и промышленного центра точные координаты социальных украинских времени и места.
За этим неприглядным ландшафтом скрывается универсальная история, погруженная в безвременье: драма вчерашней школьницы Ларисы (Анастасия Пустовит), гостящей у строгой бабушки и без ума влюбившейся в мускулистого бандита Шрама (Максим Самчик) с живописным шрамом на спине; а также сказка о ее крикливой 5-летней двоюродной сестре Витке (Соня Халаимова), которая оттеняет сознательный подростковый бунт непослушной детскостью.
Кинематографический "шведский стол"
Для Марыси Никитюк картина "Когда падают деревья" стала полнометражным дебютом — и как для режиссера, и как для сценариста. До этого она сняла три заметные короткометражные работы, существенно отличающиеся друг от друга — натуралистическую криминальную новеллу "В деревьях", мистическую драму "Мандрагора" и эстетически выпестованную психологическую историю ревнивой любви "Бешенство" ("Сказ"), — и создала сценарии сонма лаконичных, преимущественно остросоциальных работ.
Этот глубокий короткометражный опыт находит отражение в мозаичном и многовекторном 88-минутном фильме. "Когда падают деревья" представляют зрителям возможность сесть за своеобразный кинематографический "шведский стол", на котором выгодно и сочно (в том числе, благодаря взгляду оператора-постановщика Михала Энглерта) представлены весьма широкие жанровые и стилистически поиски автора картины.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Сумасшествие многолетней выдержки: о фильме "Человек, который убил Дон Кихота"
Между Кустурицей и Тарантино
Натурализм и магический реализм, эротика и социальная драма, криминальный роман и детская сказка — такими оказываются крутые художественные пороги, которыми проводит Марыся Никитюк свой дебют, решительно игнорируя то обстоятельство, что в итоге эпизоды ленты оказываются скорее самостоятельными зарисовками, нежели убедительными частями непротиворечивого (потому что оно — противоречивое) целого.
Бескомпромиссность, с которой автор следует своим творческим порывам, отбрасывая конструктивизм и сюжетное здравомыслие, то впечатляет, то обескураживает.
Актерская история и истерия
Фильм "Когда падают деревья" представляет сразу несколько более-менее равнозначных актерских работ, между которыми распределены пронзительные акценты повествования и экранное время. Из них творческой импульсивности Марыси Никитюк наиболее полно соответствует игра Сони Халаимовой — ребенок исполняет самую непосредственную партию картины, в том числе оправдывая ее финал, уводящий в фантастические миры, которые даже Эмиру Кустурице не снились.
В свою очередь Анастастия Пустовит играет истерическое нетерпение любви, сменяющееся депрессивным опустошением разочарования, за которым следует очередная вспышка агрессии, адресованная миру (вполне достойному неприятия) и самой себе. "Дітки підуть, і все налагодиться", — комментирует эти эмоциональные эксцессы эпизодический персонаж — носитель народной мудрости, черно-юмористические вкрапления которой в художественную реальность картины удаются Марысе Никитюк лучше всего.
Молодая актриса с голливудской внешностью Хлои Грейс Мориц, широко распахнув глаза, без оглядки и с головой бросается в эмоциональный омут — в прямом и переносном смысле погружаясь в болото. Решительной истовостью она достигает индивидуального исполнительского триумфа. Но это самостоятельное свершение на пользу фильму, все же, не идет. Лишь подчеркивая несовершенства его хаотичной конструкции, как яркая деталь мозаики, которая так и не сложилась.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram