И.о. Минтранса: Министерство расторгнуло почти половину договоров о совместной деятельности

И. о. министра транспорта Василий Шевченко рассказал о планах министерства по привлечению грузов в морские порты

В прошлую субботу в Одессе состоялось выездное заседание Кабмина. На нем обсуждалась ситуация в портах. В частности руководители портов просили предоставить им возможность самостоятельно регулировать тарифы. Как отреагировало Минтранссвязи на эту инициативу?

Некоторым портам была изначально предоставлена возможность регулировать транзитный грузопоток путем предоставления скидок до 15% к аккордным ставкам (тариф  за выполнение погрузочно-разгрузочных работ в портах. — «ДЕЛО») на перевалку транзита в этих портах.  Кроме того, порт «Южный», в рамках постановления правительства, имеет право самостоятельно снижать портовые сборы на 50%. Это регулирование дает возможность руководителям предприятий дополнительно привлекать грузы, даже не характерные для данных портов.

А что уже сегодня делается, для того чтобы привлекать дополнительные грузы?

В министерстве подготовлен проект приказа, предоставляющий скидки от 18% до 50% к аккордным ставкам на перевалку транзита. После этого совместно с «Укрзализныцей» будет разработан так называемый сквозной тариф. В целом географическая структура транзитных грузов в Украине на 95% состоит из грузов стран СНГ. Учитывая эту особенность, мы разработали выгодное логистическое предложение для владельцев грузов, которое выглядит более привлекательно, чем у наших соседей. Логистика просчитана от станции отправления груза до иностранных портов назначения.

Чем предложение Украины принципиально лучше предложений наших соседей?

Принципиально — оно дешевле. Чтобы сказать, насколько, необходимо просчитать стоимость конкретного груза, доставляемого по конкретному маршруту. Перевозка груза российскими железными дорогами с учетом стоимости перевалки в порту и стоимости фрахта в российских портах обойдется дороже, чем транспортировка того же груза российской и украинской железной дорогой и перевалкой у нас. Это достигается за счет того, что мы можем предоставлять скидки  к аккордным ставкам на перевалку  груза в портах и понижающие коэффициенты к стоимости перевозки транзита железными дорогами Украины.

Есть ли уже предварительные результаты работы в этом направлении?

Мы ведем переговоры с собственниками грузов уже третий месяц, убеждая их в преимуществе нашей схемы. Это уже дало свои результаты: на сегодня мы видим прирост грузоперевалки с 8,6 млн. тонн в июне до 9,1 млн. тонн в августе. По итогам сентября мы ожидаем выйти на цифру 9,3 млн. тонн грузоперевалки.

Вы говорите о скидках по аккордным ставкам, которые имеют право предоставлять порты. Однако, согласно приказу Минтранссвязи, возможность предоставлять скидки дана не всем портам. Почему?

Украинский транзит ориентирован лишь на те девять портов, которые были упомянуты в документе. Таким образом, Министерство транспорта и связи Украины предоставило транзитерам тарифные преференции на перевалку транзита с целью привлечения дополнительных грузопотоков. В структуре доходов портов, упомянутых в приказе министерства, транзит составляет до 40% от всех грузов.

Ведете ли вы диалог с российской железной дорогой? Ведь Россия увеличила тарифы на перевозку грузов от границ Украины и удешевила от российских портов.

Это международный вопрос. Существует Совет железнодорожников, объединяющий все железные дороги бывшего Советского Союза, в том числе украинские. Его участники договариваются о сотрудничестве. Проведение переговоров и предоставление соответствующих скидок по РЖД и УЗ — вопрос к «Укрзализныце».

А что касается тарифов украинской железной дороги?

Диалог по этому поводу ведется постоянно. Но как отрегулировать тарифы таким образом, чтобы удовлетворить все стороны, сказать сложно.

Как вы оцениваете инициативу ввести в Украине режим трансшипмента (условие, при котором морской перевозчик может перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку) для транзитных контейнерных грузов, предложенную народными депутатами?

Введение режима трансшипмента упростит прохождение контейнеров через порты Украины. Это очень удачное предложение, которое позволит привлечь в порты дополнительный поток транзитных контейнеров. Если эта система заработает, планируем получить дополнительно до полумиллиарда гривен доходов в год и привлечь 400 тыс. TEU (1 TEU — двадцатифутовый контейнер. — «ДЕЛО»).

Каким образом будет решаться вопрос с углублением дна в ключевых портах? Ведь сейчас самый глубоководный — порт «Южный», который занимает практически монопольное положение по приему судов с большим дедвейтом (полная грузоподъемность судна).

Увеличение глубин — один из наиболее дорогих инфраструктурных проектов. Для этого необходимо углублять причальные стенки до 16 м по всей длине, а также углублять подходный канал. Некоторые компании решают этот вопрос другим путем, загружая судно у причала на 70% с последующей дозагрузкой на рейде (водное пространство на подходах к порту. — «ДЕЛО»). Но эта процедура тоже не из дешевых и затратная по времени. Поэтому рассматриваем разные варианты.

Когда и в каких портах будут проводиться работы по углублению дна?

Каждый порт имеет свой план развития. При его разработке, безусловно, учитываются перспективы и конъюнктура рынка, а также специфика грузопотоков. Утвержденных на данный момент планов довольно мало. Например, Белгород-Днестровский порт, имея небольшие глубины, намерен обеспечивать перевозку зерна на Ближний Восток. Там нужен зернотерминал. Для его строительства мы намерены провести аукцион по привлечению инвестора.

Когда состоится этот аукцион?

Мы его еще не объявили. Завершается разработка проекта.

Будет ли он проведен до конца года?

До этого времени мы планируем провести два аукциона: в Белгород-Днестровском и Одесском портах.

В начале года Минтранссвязи своим приказом обязало порты расторгнуть договоры о совместной деятельности с частными компаниями. С каким количеством компаний на сегодня уже расторгнуты они?

Вопрос этот касается не только портов. В министерстве проанализировали 44 договора о совместной деятельности — насколько они выгодны для государства. 19 из них пришлось расторгнуть, 14 сейчас находятся на рассмотрении в судах, остальные еще проходят анализ на предмет эффективности. Впредь мы намерены привлекать инвесторов только на условиях аукционов. И процесс этот обязательно будет публичным.

Что будет с теми договорами, которые уже лежат в судебной плоскости?

Если суд определит, что компания работает прозрачно, мы согласимся с его решением. Спорные моменты, которые мы имеем в Ильичевском порту и «Южном», по сути, являются хозяйственными конфликтами между двумя субъектами деятельности, вызванными противоречиями нынешнего законодательства.

В Минтранссвязи готовы сохранить договоры о совместной деятельности с теми компаниями, присутствие которых будет экономически обосновано портами?

Во время публичного обсуждения руководитель порта должен на конкретных показателях работы доказать, что договор о совместной деятельности с частной компанией ему выгоден, после чего решение об этом инвестиционном соглашении направляется на более детальное изучение и доработку специалистами.

Читайте также:

Украинские порты теряют инвесторов

«Южный» готовят к концу кризиса