Украинские порты теряют инвесторов

Невзирая на все усилия правительства, инвестиционная привлекательность украинских морских портов стремительно падает


Затяжной конфликт между администрациями морских торговых портов и частными стивидорными компаниями уже принес первые плоды. Инвестор строительства нового терминала на Карантинном молу Одесского порта компания "ГПК Украина" - "дочка" корпорации "Гамбург Порт Консалтинг ГМБХ" - отказалась вкладывать деньги в развитие данного проекта (около $300 млн). По словам начальника порта Николая Павлюка, инвесторы намекнули, что такое решение было принято из-за конфликтов вокруг крупнейших портов Украины. "Гамбургские инвесторы сказали, что не могут вкладывать деньги в беспредел", - заявил он.

Замороженные инвестиции

расторгнуто 16 договоров

При этом под удар попадают даже инвесторы, защищенные правом частной собственности, а не работающие по договорам совместной деятельности. К примеру, сложная ситуация сложилась в порту "Южный", руководство которого препятствует запуску нового контейнерного терминала, построенного компанией "Трансинвестсервис" (ТИС). Директор данного терминала Андрей Кузьменко утверждает, что начальник порта "Южный" Юрий Крук отказывается внести построенные компанией причалы №21-22 в обязательные постановления по порту, несмотря на то, что стивидор предоставил руководству МТП полный пакет необходимых документов еще три месяца назад. Фактически речь идет о вытеснении компании из порта, причем без возмещения вложенных ею инвестиций в инфраструктуру. "В объект уже инвестировано 100 млн евро. Искусственные препятствия, создаваемые начальником порта в вопросе запуска терминала, нанесут урон государству на многие миллионы гривен. За год набежит несколько сот миллионов - почти столько же, например, запланировано на 2009 год на содержание всего аппарата Кабинета Министров. И все это цена амбиций только одного чиновника. Что это должен быть за человек, чтобы государство шло ради него на такие убытки?" - в сердцах отметил Андрей Кузьменко.

О чем думает правительство?

Старший аналитик ИК Astrum Investment Management Александр Кава считает, что при имеющейся сейчас ситуации инвестировать для них в порты очень сложно, так как это сопряжено с большим количеством конфликтов с местными "заправилами". "Поэтому довольно логичный шаг - расторжеине договоров, что позволит либо заставить местных заправил принять новые условия, либо лишиться бизнеса", - отметил Кава.

Главный камень преткновения в том, что до сих пор остается неясным то, каким образом Минтранс будет возвращать вложенные частными компаниями средства. Инвесторы утверждают, что, наблюдая за тем, как развивается ситуация, есть все основания полагать, что большинство расторжений пройдут с полной нелегитимной конфискацией, вследствие чего порты будут ожидать скандалы и суды. Сложившаяся ситуация выгодна для директоров портов, поскольку они получают иммунитет с приходом в отрасль иностранного капитала и гарантируют свое долгое пребывание на "рыбном" месте, считают стивидоры.

Между тем существует большой риск, что подобная политика может привести к катастрофическим последствиям для портовой отрасли Украины. Благая идея - повысить рентабельность морских ворот страны - из-за нецивилизованных действий администраций портов может обернуться колоссальным ущербом. Тем временем общая потребность украинских морских портов в инвестициях экспертами оценивается в $10 млрд, и вложить их могут пока что только частные компании.

Читайте также:

«Укртрансконтейнер» остается в Ильичевске

Минтранс обязал порты разорвать договоры с частными компаниями

Аграрии возрождают грузовое судоходство на Днепре