Минтранс обязал порты разорвать договоры с частными компаниями

Министерство транспорта и связи установило для портов новый срок по разрыву договоров о совместной деятельности с частными компаниями — 1 сентября

Министерство транспорта и связи установило для портов новый срок по разрыву договоров о совместной деятельности с частными компаниями — 1 сентября

Вчера истек срок, когда отечественные порты должны были разорвать договоры о совместной деятельности с операторами терминалов. Однако большинство портов с поставленной задачей не справились. По словам первого заместителя министра транспорта и связи Василия Шевченко, порты расторгли всего 17 договоров из 44. Однако в «Укрморречфлоте» «ДЕЛУ» сообщили, что на самом деле недействительными считаются только 8 договоров. При этом три из них были аннулированы Администрацией речных портов. Договоры оставшихся пяти компаний были разорваны Николаевским, Белгород-Днестровским и Керченским портами. Остальные порты настаивают на сохранении прежних договорных отношений с частными компаниями, считая их экономически выгодными. Кроме того, расторжению договоров мешают судебные тяжбы между стивидорными компаниями и портами. Наиболее громкие скандалы разразились между портом «Южный» и «Трансинвестсервисом», Ильичевским портом и «Укртрансконтейнером».

Не все порты поддержали Минтранс

Сами порты по-разному выполняют решение профильного ведомства. Как сообщил «ДЕЛУ» начальник Николаевского морского торгового порта Василий Капацина, все 3 компании, работавшие в порту по договорам о совместной деятельности, на данный момент переведены на отношения аренды. По словам Василия Капацины, смена формы отношений с частными компаниями произошла в порту довольно безболезненно и стивидоры согласились публично заключить новый договор об аренде. «Арендные отношения более выгодны для портов, поскольку в ситуации падения грузооборота арендные платежи остаются фиксированными вне зависимости от объема грузоперевалки частной компании», — поясняет он.

Арендная ставка на имущество порта рассчитывается Фондом госимущества по собственной методологии, учитывая стоимость арендуемого объекта. Однако начальник Ильичевского порта Геннадий Скворцов считает, что у перехода на арендные отношения есть и другая сторона медали. «Мы довольно осторожно относимся к заключению договоров об аренде, поскольку там не прописан механизм внесения компаниями инвестиций», — констатирует он.

Вместе с тем часть портов настаивают на сохранении прежних договорных отношений с частными компаниями. Так, по словам начальника Мариупольского морского торгового порта Алексея Розинского, сейчас в порту на правах совместной деятельности оперирует одна компания — «Скиф-шипинг», подконтрольная «Метинвесту». «Мы имеем стабильный грузопоток — 200 тыс. тонн в месяц с одного причала за счет перевалки металла с «Азовстали» и Енакиевского меткомбината. Если договор между нами будет расторгнут, этот грузопоток может уйти на «Авлиту», — поясняет Розинский. Порт уже предоставил Минтрансу экономическое обоснование работы частной компании в порту.

Решения Минтранса в пользу сохранения договоров с двумя компаниями ожидают и в Одесском порту. Как сообщила пресс-атташе начальника Одесского порта Елена Гиряева, дела компаний «Синтез ойл» и «Одесский портовый погрузочный комплекс» («ОППК») до сих пор находятся на рассмотрении в Минтрансе.

Стивидоры согласны на аренду

Судя по всему, компании, оперировавшие в портах, согласны принять новую форму сотрудничества. Так, Евгений Дорошевич, юрист белорусской стивидорной компании «Гринтур» — материнской структуры компании «Гринтур-Экс», оперировавшей на правах совместной деятельности в Николаевском порту, сообщил, что на данный момент руководство компании изучает юридический аспект подписания такого договора. Однако сам документ от начальства Николаевского порта в компанию еще не поступал. «Кроме того, новый договор будет несколько противоречить белорусскому законодательству об аренде имущества, поэтому нам придется согласовывать новую форму нашей работы в Украине в госорганах», — отмечает Дорошевич.

Генеральный директор стивидорной компании «Никмет-терминал» Станислав Бибик считает, что работа в порту на правах аренды выгодна самим частным компаниям. «Аренда для любого инвестора намного выгоднее, поскольку есть какие-то гарантии того, что на протяжении нескольких лет можно работать спокойно, поскольку договор подписывается с Фондом государственного имущества», — уверен он.

На изменение условий соглашения при сохранении своего места в порту готовы пойти и в компании «Укртрансконтейнер» («УТК»). Напомним, на данный момент компания судится с Ильичевским морским торговым портом. В частности, в ближайшее время Высший хозяйственный суд Киева должен будет рассмотреть кассационную жалобу «УТК» против решения считать договор о совместной деятельности недействительным. «Если суд примет решение в нашу пользу, мы возобновим работу в порту и будем готовы внести изменения в договор на приемлемых для нас условиях», — уточнил пресс-секретарь материнской «УТК» «Национальной контейнерной компании» Александр Воронцов.

 По данным «Укрморречфлота», Николаевский морской торговый порт разорвал договор с компаниями «Гидространс», «Гринтур-Экс», «Южная стивидорная компания лимитед»; Белгород-Днестровский —

с компанией «Би энд Вай»; Керченский порт — с компанией «Укрсери»; Администрация речных портов разорвала договоры с компаниями «Укрремпроект», «Укрземсервис груп», а также с компанией «Планета-Зем».

Читайте также: 

Львов продлил конкурс на реконструкцию аэропорта

Аграрии возрождают грузовое судоходство на Днепре

Генпрокуратура разбирается с рейдерством в портах

Одесский морской торговый порт углубляет дно