Мнения 28 ноября 2019 в 10:05

Как создать франчайзинговый пакет своими руками

Катерина Синкевич, эксперт по бизнес-процессам компании Franchise Group, рассказала Delo.ua о франчайзинговом пакете, когда его пора создавать и что обязательно прописать

Как создать франчайзинговый пакет своими руками Как создать франчайзинговый пакет своими руками

Франчайзинговый пакет: что это, и когда его пора создавать

Все чаще украинские предприниматели задумываются о бизнесе по франчайзинговой модели. Так происходит, потому что с одной стороны авторы успешных бизнес-моделей, которые хотят повторить успех своего бизнеса в других городах или даже странах. А с другой стороны всегда есть желающие купить интересную идею, чтоб заработать  на проверенной модели. 

Из-за желания приобрести идею, потенциальные покупатели приходят к авторам с намерением повторить успешную и проверенную бизнес-модель в других городах посредством франчайзинга. 

Подпишитесь на канал DELO.UA

Дальше, если стороны договариваются о сотрудничестве, тогда начинается франчайзинговый бизнес, где одна сторона является правообладателем бренда или "материнской компанией", вторая 一 покупателем права повторять эту бизнес-модель в других городах и  странах, с использованием торговой марки и прочих атрибутов. 

Взаимоотношения между сторонами сделки регламентируются не только договором коммерческой концессии (соглашением между сторонами, благодаря которому одна из сторон дает возможность использовать целый комплекс исключительных прав, коммерческий опыт и деловую репутацию), но и франчайзинговым пакетом.  Последний, по сути,一 документ, который с одной стороны защищает автора и его бизнес-модель, а с другой — подробно объясняет покупателю франшизы последовательность действий при запуске, организации ежедневной работы. А также, как поступать в тех или иных ситуациях, как работать с подрядчиками, поставщиками, клиентами и развивать бизнес.

Чтобы франчайзинговый пакет был действительно на пользу, а не во вред бизнесу, важно описать все бизнес-процессы максимально доступно. Не сделав этого, правила будут читать неоднозначно, или нарушаться покупателем франшизы. Как следствие может пострадать репутация бренда, а в самом худшем случае бизнес закроется. 

Ниже я более подробно распишу о разделах, из которых состоит франчайзинговый пакет.  

Франчайзинговый пакет: о чем обязательно поговорить

Обычно в реалиях украинского бизнеса франчайзинговый пакет состоит из семи основных разделов. Они помогают объяснить покупателям и сотрудникам концепцию бизнеса, формы реализации, а также разрешения и запреты. 

Концепция

Эта часть документа как раз об идее проекта, объяснении деятельности компании, миссии и прочих. Обычно "концепция" содержит в себе три блока: 

  • концепция;
  • бизнес-модель;
  • франшиза.

Такая структура помогает разобраться в бизнесе, найти ответы на самые главные вопросы. Кроме этого, концепция повествует о миссии компании и целях, к которым компания стремится. 

В этом разделе важно рассказать об:

  1. Идее 一 в чем вообще идея, и что конкретно делает компания;
  2. Миссии 一 рассказать о миссии и в чем она заключается;
  3. Цели 一 к какой цели стремится компания, что она планирует давать, дарить клиентам 一 сервис, эмоции и какие это эмоции, что-то еще. 

Это необходимо для ретрансляции одного и того же информационного сообщения командой вне зависимости от месторасположения бизнеса. 

Открытые

Обычно покупатель франшизы либо не имеет предпринимательского опыта, или имеет совершенно в другой сфере. Из-за этого возникают проблемы, потому что люди не знают, с чего вообще начать,  как бизнес запустить, сколько нужно продукции на первые недели работы и как подбирать персонал.

По сути, пособие по открытию 一  это план действий. В нем есть четкий  инструктаж, объяснение, что и когда делать 一 от поиска локации до цвета шариков на открытии.  

С целью уменьшить количество возможных проблем, очень важно максимально подробно описать требования к помещению от месторасположения до размера, стилистики, наполнения. Также важно передать контакты поставщиков мебели, фурнитуры. 

Кроме этого в разделе следует прописать необходимое количество продукции на первое время 一 неделю, месяц после. Например, если это кофейня, то сколько нужно закупить кофе, молока, других компонентов. Это позволит избежать "простоя" ускорить процесс запуска бизнеса и сохранить репутацию бренда в первые недели существования франчайзинговой точки. 

Маркетинг

Обычно в этом разделе описываются основные маркетинговые принципы компании, инструменты и каналы коммуникации. Но самое главное 一 это рассказать в этом пособии о месте в системе маркетинга, которое занимает конкретно эта локация. Например, может ли франчайзи проводить собственные рекламные акции или проводить в партнерстве с кем-либо, и кто ведет социальные сети, и кто предоставляет контент. Это необходимо для того, чтобы все участники франчайзинговой сети транслировали одно и то же сообщение от имени сети. Поэтому маркетинг 一 это не про вывеску и логотип, это про совместное продвижение на рынке.

Персонал

Главная задача этого пособия 一 помочь франчайзи найти команду мечты, научить ее и мотивировать работать на общий результат. В этом документе прописываются все инструкции для сотрудников. К ним относятся и кадровая политика, и список компетенций, и должностные инструкции, и методики, и даже список вопросов для собеседований. С таким подходом можно найти  нужных сотрудников, которые соответствуют ценностям компании. 

Обслуживание

В этом разделе обязательно прописываются "скрипты" 一 что сотрудники говорят при приветствии утром, днем или вечером, какие предлагают сопутствующие товары или услуги. В этом блоке прописываются стандарты помещения, внешнего вида сотрудников, сервировка столов (если речь идет о HoReCa), музыкального сопровождения и так далее.

Не забудьте прописать и алгоритм на случай конфликтов 一 что делать в случае, если клиент написал негативный отзыв, если разлил кофе, испачкался и требует компенсации. Это позволит автоматизировать процессы взаимодействия с клиентами, а также поможет команде быть более подготовленной к таким ситуациям и быстро решить вопрос.

Операционная деятельность

Если сравнить бизнес с тостером, то пособие по операционной деятельности 一 это инструкция к тостеру. Тут важно рассказать, какие кнопки нужно нажимать для работы устройства. В разделе прописывается, как заказывать, хранить и принимать товар, как составлять графики работы персонала, какие и когда отчеты сдавать. По сути в разделе описываются все невидимые для клиента процессы,  необходимые для организации эффективной работы. 

Работа в сети

Если все предыдущие пособия регулируют больше работу франчайзи и его обязательства, то это пособие как раз о взаимоотношениях сторон 一 франчайзера и франчайзи. В разделе прописываются обязанности сторон. Например, провести обязательное обучение персонала, установить свое программное обеспечение, каждые 6 месяцев оптимизировать ассортимент. А франчайзи следует строго следовать инструкциям, платить вовремя роялти, отправлять своих сотрудников обучение, и конечно же, не вводить в меню новые позиции без согласования с материнской компанией.

Это необходимо для того, чтобы все работали по единым стандартам, принятым в сети, чтобы не испортить  репутацию бренда из-за борща, появившегося в кофейне. 

Выводы:

一 Франчайзинговый пакет 一 основной документ во франчайзинговом бизнесе. Он помогает стандартизировать и масштабировать все процессы, в том виде, в котором этого хочет материнская компания и сохранять ее имидж. А для франчайзи — это возможность получить опыт своего партнера и не набивать свои шишки в ведении бизнеса.

一 К написанию франчайзингового пакета следует отнестись внимательно и тщательно: чем более подробно будут описаны все правила и принципы работы в сети, разрешения и запреты, тем более понятным будет бизнес как его покупателям, так и его клиентам. 

Загрузка...
Новое видео
Катерина Рожкова, НБУ: о кредитовании, страховании и экономике Украины
Загрузка...