История ELF Systems: агродрон, ставший разведывательным беспилотником

История ELF Systems: агродрон, ставший разведывательным беспилотником

Публикация создана при поддержке Vulkan Casino

Несмотря на войну, бизнес продолжает работать, поддерживая украинскую экономику и бюджет. Пока одни релоцируют предприятия из прифронтовых зон в более безопасные регионы, другие переквалифицируют мирный бизнес для нужд армии.

Компания ELF Systems была основана во время войны и была основана волонтерами Варванским Владимиром и Ряполовым Сергеем. До полномасштабной войны компания Геопрактик во главе с Варванским Владимиром занималась производством беспилотников для нужд украинского агросектора. После российского вторжения компания перепрофилировала свой БПЛА для военных потребностей создав разведывательный беспилотник который, по утверждению разработчиков, почти невозможно перехватить средствами радиоэлектронной борьбы и противодронными ружьями.

За свою короткую карьеру БПЛА "Эльф" совершил немного боевых вылетов , но благодаря устойчивости к воздействию РЭБов его отправляют на те участки, где другие самолеты не могут делать.

Сейчас ELF Systems имеет амбиции превращения в полноценное оборонное предприятие: владельцы ведут переговоры с Министерством обороны по принятию их "Эльфа" на вооружение украинской армии, увеличивают серийное производство БПЛА, а также экспериментируют с производством дронов-камикадзе . Целью является создание комплекса сноса оборонительных укреплений тремя разными видами дронов-камикадзе.

Vulkan Casino держит строй на бизнес-фронте рядом с другими компаниями и превращает игровые победы в реабилитацию для пострадавших, восстановление домов, медицинское оборудование и лекарства, полевые печи для военных. Компания фиксирует минимум 1% от суммы каждого выигрыша пользователей и перечисляет благотворительность из собственных средств. Каждый может присоединиться к проекту и зажечь огонь победы.

От геодезии до военной разведки

После российского вторжения партнеры, как и многие другие предприниматели, влились в волонтерское движение и стали закупать оборудование для харьковских военных. Одновременно, понимая роль беспилотников в войнах нового поколения и спрос на БПЛА со стороны военных, Варнавский и Ряполов решили переоборудовать агродроны для нужд армии.

Сегодняшний состав команды ELF Systems на фоне беспилотника "Эльф". Слева направо: Сергей Ряполов, Денис Чухлеб, Денис Любченко, Владимир Варванский.

Однажды в поисках большой партии термобелья для военных Ряполов познакомился с такими же волонтерами киевлянами Денисом Любченко и Денисом Чухлебом. До Великой войны Любченко работал помощником депутата Верховной Рады, а Чухлеб строил дома, однако после вторжения, когда цены на военное оснащение мгновенно взлетели, ребята стали помогать волонтерам находить нужные для армии вещи без посредников по приемлемым ценам и организовывали их доставку из Турции.

После того, как Ряполов в одном из разговоров озвучил продолжающийся ароцесс по переоборудованию беспилотника Любченко и Чухлибу на нужды военных ребята также этим увлеклись и попросились в команду. Так киевляне стали представителями в харьковской компании производителей дронов по продажам и рекламе, взяв на себя обязанности по поиску меценатов для покупки военным, маркетинга и переговоров с потенциальными покупателями, а также стали вести страницу БПЛА "Эльф" в Инстаграмме. В то время как харьковчане сосредоточились на разработке и производстве БПЛА.

От идеи до полноценных боевых вылетов прошло несколько месяцев. К моменту начала войны у компании уже был корпус аграного беспилотника, который летал над украинскими полями уже 8 лет. Однако "начинку" БПЛА пришлось модифицировать под нужды военных.

Сейчас "Эльф" может работать в двух режимах. Первый режим – это режим фотолета, при котором БПЛА программируют на определенный курс полета в 150 км и уже после облета снимают данные с его камеры. Второй режим — это режим, при котором оператор управляет БПЛА и видит данные с камеры в реальном времени и может корректировать артиллерию.

По словам Дениса Чухлиба, основными преимуществами беспилотника Эльф над его аналогами являются цена, надежность, легкость запуска и возможность ремонта в полевых условиях. Одной из конструктивных особенностей варианта корректировки беспилотника является то, что при старте и посадке камера находится в верхней части. В полете БПЛА переворачивается на 180 градусов и так ведет съемку. Это позволяет минимизировать повреждение столь важной части дрона как оптические приборы.

Беспилотник "Эльф"

Однако главной "фишкой" этого БПЛА, по словам разработчиков, является то, что его невозможно перехватить антидронными ружьями и большинством российских средств радиоэлектронной борьбы. А сам "Эльф" может обнаруживать средства радиоэлектронной борьбы противника и отправлять оператору данные об их местонахождении с точностью до 500 метров.

При переоснащении "Эльфа" под нужды военных разработчики встроили в его корпус систему спутниковой навигации GNSS. Комплекс базируется на современных решениях канадских компаний NovAntel Inc и Tallysman Wireless. В качестве приемника используется надежный многочастотный и многосистемный модуль со специальным алгоритмом высокой доступности. Вместе с сверхлегкой антенной типа Helix это позволяет обеспечить точность определения потоковых координат даже в условиях работы враждебной РЭБ.

Доработанный под нужды армии БПЛА осенью прошел испытания на полигоне, а уже в октябре совершил свой первый полет над российским Белгородом. В ходе этого полета беспилотник выполнил все поставленные задачи.

От волонтерства к оборонному предприятию

История переоснащения аграрного беспилотника под нужды военных – это история скорее о волонтерстве, а не о бизнесе. Сейчас компания живет за счет сбережений, накопленных ее владельцами за 8 лет работы на агросектор.

Производят БПЛА Эльф небольшой командой в 15 рабочих, в основном это конструкторы и инженеры. Сейчас предприятие производит 15 БПЛА "Эльф" в месяц, а в ближайшее время будет производить 30 беспилотников. До марта планируется увеличить выпуск разведывательных БПЛА до 50 в месяц. К тому же сейчас тестируются прототипы отечественных дронов-камикадзе, которые по словам разработчиков, будут не хуже импортных аналогов, но будут стоить дешевле.

Данные с камеры БПЛА в небе над Украиной

В настоящее время компания активно ищет возможность привлечения новых инвестиций для расширения производства. Денис Любченко, говорит, что за время войны в модернизацию производства вложили 200 тысяч долларов, а сейчас для расширения производства партнерам нужно еще 250-300 тысяч.

“Мы сейчас ищем еще одного партнера, который мог бы вложить эти средства. В основном ориентируемся не на инвестфонды и крупные компании, а таких же, как и мы предпринимателей-патриотов. Конечно, у нас в планах есть расширение линейки, поэтому в перспективе нам может понадобиться больше денег”, - говорит Любченко.

Производство дронов, несмотря на войну, осталось в Харькове, а партнеры не думают о релокации. Комплектующие для дронов закупают в ЕС и США, откуда их доставляют в Харьков.

Чухлеб говорит, что американские поставщики симпатизируют Украине и часто помогают харьковской компании даже там, где они могли бы этого не делать по коммерческим соображениям.

Поставить беспилотники харьковским военным было не сложно. В Харькове знали Варнавского и Ряполова, к тому же пригодились контакты наработанные за время волонтерства. Однако когда речь зашла о том, чтобы "Эльфа" взяли на вооружение ВСУ, компании пришлось столкнуться с бюрократическими процедурами.

Есть много бумаг, много инстанций и очень много разговоров. Сейчас мы все еще находимся в процессе прохождения процедур Министерства обороны. Хотя рассказывают, что сейчас все значительно упростилось и раньше было труднее. К тому же, мы работаем исключительно через официальные каналы”, - говорит Любченко.

Однако в будущее у ELF Systems смотрят с оптимизмом. Роль беспилотных летательных аппаратов в военных конфликтах только возрастает, как и растут оборонные расходы стран во всем мире. Так что спрос на новые беспилотники в ближайшем будущем будет расти, как и спрос на управляемые боеприпасы. Поэтому компания, которая после военной агрессии была вынуждена перепрофилироваться на оборонное предприятие, скорее всего останется работать в оборонном секторе даже после окончания войны.