НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Как война повлияла на работу в книгоиздательской отрасли – исследование

Как война повлияла на работу в книгоиздательской отрасли – исследование
Изображение: freepik

Дефицит кадров в сфере книгоиздания начался еще в 2014 году и совпал с ростом отрасли. Сейчас кризис достиг своего апогея и теперь касается не только самых квалифицированных работников.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного проектом "Читомо" совместно с Communication Analysis Team — Ukraine (CAT-UA).

В опросе, продолжавшемся в режиме онлайн с августа по сентябрь 2024 года, приняли участие 610 работников издательств, книжных магазинов, типографий и других компаний, связанных с созданием, распространением и продвижением книг. Среди них – почти 150 бывших мигрировавших из отрасли работников.

Кроме того, исследователи провели 12 глубинных интервью с топ-менеджерами издательств и книжных магазинов (среди них – 9 крупных и 3 малых компаний, которые регионально представляют центр страны и север, включая Киев – 5, запад – 3, восток – 2, всеукраинские – 2).

Релокация и изменение формата работы

Опрошенные в ходе исследования руководители отметили, что значительная часть их сотрудников продолжает работать онлайн из-за границы, однако эта группа все же не существенна.

93% опрошенных утверждают, что живут именно в Украине (или проводят большую часть года), к тому же подавляющая часть респондентов работает из Киева (47%).

Ответы на вопросы "Страна проживания (страна, в которой живете большую часть года)". Категория: работники (сверху) и экс-работники (снизу).

По сравнению с 2021 годом, падение доли киевлян не очень значительное (было 53%), а вот Харьков до войны указывали 20%, сейчас только 12%, что почти равно количеству респондентов из Львова (13%). В категории "Другая страна" такие лидеры: Германия (2,1%), Польша (1,1%) и Австрия (0,6%).

Также исследование выявило, что релокация работников, вероятно, повлияла и на график работы, который по сравнению с 2021 годом существенно изменился: теперь опрошенные специалисты в основном работают удаленно, а не в офисе — 53% (против 36% в 2021 г.).

Также в этом году исследование зафиксировало рост доли официально трудоустроенных (61%), что увеличилось по сравнению с 2021 годом, как и количество привлеченных к проектной деятельности через ФЛП несколько возросло. Вероятная причина – налоговые преференции для ФЛП на время войны.

Ответ на вопрос "Каков формат вашего трудоустройства" (категория: работники)

Заработная плата

Наибольшая доля респондентов получает ежемесячную заработную плату в пределах 21-30 тысяч гривен (26%), на втором месте – 16-20 тысяч гривен (23%). Примечательно, что более 50 тысяч грн зарабатывает только 6% опрошенных, к тому же только в этой категории количественно преобладают мужчины.

Ответ на вопрос: "Ваша ежемесячная текущая зарплата в книжной сфере составляет…" в категории "работники"; справа приведено распределение между женщинами и мужчинами.

Зарплаты более 70 тысяч гривен чаще получают опрошенные главные редакторы, директора издательств и топ-менеджеры (по 10% опрошенных в каждой профессии). Директора книжных магазинов – вдвое реже. Почти половина директоров издательств получают заработную плату в пределах 21-50 тыс. грн (чаще всего – 26% опрошенных директоров – 31-50 тыс.), а треть – менее 21 тыс. грн.

Самые дефицитные работники и хедхантинг

Сообщается, что участники рынка остро ощущают для себя недостаток редакторов, верстальщиков, переводчиков и корректоров, а также специалистов по пиару и коммуникациям. В книжных магазинах, особенно активно расширяющихся, есть значительный спрос на сервисный персонал.

Кроме того, возникают трудности с заполнением некоторых мужских вакансий, поскольку многие кандидаты служат в ВСУ, а те, кто пытается избежать службы, не проявляют заинтересованности в работе, которая предполагает передвижение по городу.

Ответ на вопрос "Получали ли вы предложения от других работодателей перейти к ним в компанию на лучшие условия?" в категории "работники".

Новые навыки: больше английского и мечты об ИИ

Согласно результатам исследования, самым основным и заметным изменением является необходимость использования английского языка в работе. За последние два года она выросла для половины респондентов. Для 47% осталось на том же уровне. По данным "Читомо" 2021 года, 67% почти не использовали английский (использовали регулярно 30%).

Ответ на вопрос "Возросла ли необходимость использовать английский язык в работе за последние два года?" (слева) и "Начали ли работу с зарубежными работодателями или заказчиками в отрасли?" (справа). Категория: работники.

Несмотря на рост нагрузки и кадровый дефицит, 60% опрошенных вообще не работают с инструментами искусственного интеллекта (далее – ИИ). Среди тех, кто все же использует ИИ, наиболее популярно применение этого инструмента — в мелких операционных задачах, таких как написание писем, стенографирование встреч (19%), как вспомогательное средство перевода (12%), написание текстов и редактирование (по 9%) .

Выход из отрасли

Среди гипотез "Читомо" рассматривали выезд за границу и мобилизацию как основную причину ухода из отрасли. Эта гипотеза не подтвердилась: основная причина – неудовлетворительная заработная плата (46%) и выгорание (37%). Выезд за границу из-за войны назвали только 17%, защиту страны 11%.

Ответы на вопрос: "Что явилось причиной вашей миграции (или временной паузы) из области украинского книгоиздания и литературы?" (Категория: экс-работники).

Судя по глубинным интервью, работодатели знают об обеих самых популярных причинах и пытаются повлиять на ситуацию.

Кроме того, 11% оставили отрасль не по собственному желанию, а из-за необходимости защищать страну в рядах Сил Обороны. Во время глубинных интервью руководители книжных компаний отметили, что почти в каждой есть мобилизованные, у кого-то -  погибшие.