НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Разыскиваются грузчики и слесари: как рабочие специальности стали самыми дефицитными на рынке труда
Кавер: Delo.ua

Разыскиваются грузчики и слесари: как рабочие специальности стали самыми дефицитными на рынке труда

Кадровый голод сегодня затронул подавляющее большинство украинских компаний. Но наиболее ощутимо кризис затронул промышленность, производство, сектор критической инфраструктуры, транспорта, логистики, строительства — те отрасли, где востребованы рабочие специальности.

В рамках спецпроекта "Перспективы рынка труда", созданном при поддержке OLX Работа, Delo.ua разбирается, в каком состоянии сегодня рынок синих воротничков, какие главные причины дефицита кадров и как в этой ситуации может помочь государство.

Специалистов найти трудно, но зарплаты синих воротничков растут

С нехваткой персонала рабочих специальностей украинский бизнес столкнулся еще в 2019 году.

Тогда мы начали наблюдать на рынке труда дефицит кадров в сегменте синих воротничков. Работодателям, особенно крупным компаниям, стало сложнее набирать профессиональных специалистов. Это было время, когда многие украинские рабочие были вовлечены в работу за границей. В 2021 году тенденция окрепла, о ней начали говорить громче, стало понятно, что кризис обостряется

Мария Абдуллина
Мария Абдуллина Руководитель направления OLX Работа

Полномасштабное вторжение ожидаемо усугубило ситуацию. По данным аналитической службы OLX Работа, дефицит сотрудников рабочих специальностей сегодня испытывают 58% компаний. Количество вакансий в этом секторе беспрецедентно растет – самый большой запрос на работников у компаний по ритейлу и логистике. Критическую нехватку фиксируют в производстве: предприятиям трудно искать тех специалистов, которых невозможно научить специальности за месяц, которые должны иметь годы обучения и опыт.

Например, у компании Farmak не хватает грузчиков, электрогазосварщиков, слесарей-ремонтников, водителей грузовых авто и так далее. На промышленных предприятиях группы Метинвест открыто около 4000 вакансий. Тяжелее всего компании найти машинистов тепловозов, кранов и экскаваторов, операторов поста управления, дробильников, разливщиков стали, дозировщиков, горновых доменной печи, машинистов конвейеров и мельниц.

Инфографика: Delo.ua

В OLX Работа отмечают, что среди всех специалистов на рынке в пятерку самых востребованных входят именно специалисты из сектора синих воротничков: продавец, водитель, грузчик, разнорабочий (на строительстве) и повар. Борьба за работников рабочих специальностей влияет на их зарплату.

Во-первых, медианные зарплаты этого сектора превышают общую медианную зарплату в стране, которая сегодня составляет 19,1 тысяч грн, колеблясь от 20 тысяч до 27,5 тысяч грн. Во-вторых, за год они заметно выросли. К примеру, медианная заработная плата для специалистов из сферы строительства увеличилась на 22% и достигла уровня 27,5 тысяч грн. Вознаграждения работников СТО и автомоек поднялись на 17%, также дойдя до вехи 27,5 тысяч грн. Рабочие из области логистики за год начали получать на 12% больше – 22 тысячи грн. Впрочем, повышение зарплат не решает проблему нехватки рабочего персонала.

Самый главный вызов – вопрос мобилизации

Согласно исследованию OLX Работа, среди главных причин кадрового кризиса украинские компании называют следующие:

  • мобилизация и сложности в трудоустройстве мужчин (79%);
  • миграция населения за границу (53%);
  • нехватка квалифицированных специалистов (34%).

Еще до войны многие украинские специалисты выезжали работать в страны ЕС за более высокими зарплатами и лучшими условиями труда. А после вторжения миграция за границу приобрела массовый характер. Дефициту кадров также способствуют и внутренние перемещения.

"Региональная нехватка кадров часто обуславливается перетоком людей из более опасных регионов в условно менее опасные. Отсутствие альтернатив в регионах позволяет крупным бизнесам держать более низкие зарплаты, которые последовательно отталкивают специалистов в области с лучшими карьерными возможностями", — объясняют специалисты кадрового агентства Talando.

Квалифицированных специалистов мало и из-за несовершенной системы образования – выпускники учебных заведений часто не имеют навыков, отвечающих потребностям бизнеса. Но главным вызовом для сектора синих воротничков сегодня остается мобилизация. Об этом говорят даже на предприятиях критической инфраструктуры, которые имеют право забронировать половину военнообязанных работников.

Метинвест — едва ли не крупнейшая компания среди частных и государственных предприятий Украины по количеству мобилизованных в ВСУ. Всего с начала войны мобилизовано 9000 наших сотрудников, а это 16% персонала. Как стратегическое предприятие, Метинвест может забронировать 50% работников. Однако такое бронирование не исправило ситуации с нехваткой кадров. Ведь подготовка специалиста занимает 2-3 года Мы не успеваем подготавливать людей - их мобилизуют быстрее

Метинвест
Метинвест

Похожая ситуация и у Farmak, которого также признано критически важным предприятием. "Согласно действующему законодательству, мы действительно можем бронировать до 50% от общего количества военнообязанных работников. Однако этой квоты мы уже достигли и считаем ее недостаточной. В фармацевтической отрасли чрезвычайно важно иметь доступ к кадрам рабочих профессий, которые обеспечивают бесперебойность производства. Ведь кандидатов не хватает даже в мирное время, и они проходят длительное обучение для выполнения сложных технологических операций. Так что быстрое замещение таких специалистов невозможно, что делает ситуацию еще более сложной в условиях мобилизации", - рассказывают в компании.

Не желая становиться на военный учет, мужчины отказываются от официального трудоустройства – это значительно усложняет наем специалистов на рабочие специальности. Не редки случаи, когда работники ТЦК устраивают массовые проверки на крупных предприятиях, где работает много мужчин: о такой ситуации сообщали в АрселорМиттал Кривой Рог. Такие инциденты заставляют мужчин увольняться с заводов, скрываясь от мобилизации.

"Сейчас мобилизация в основном касается промышленности, поскольку из-за официального трудоустройства и крупного штата производственное предприятие становится объектом №1 для призыва мужчин. Выполнение мобилизационных планов за счет промышленных предприятий позволяет пополнять ВСУ, однако вредит финансовому и материальному обеспечению военных и страны в целом. Ведь прозрачные промышленные предприятия платят налоги, приносят стране валютную выручку, чтобы финансировать армию, и направляют значительные средства на помощь стране", — говорят в Метинвесте.

Какие последствия кризиса на рынке труда рабочих специальностей

Бизнес пессимистически настроен по поводу будущего рынка труда в Украине: по данным OLX Работа, 65% компаний считают, что в ближайший год кризис будет только ухудшаться. Уже сейчас ощутимы последствия дефицита кадров.

Предприятия уменьшают объемы производства

Острая нехватка персонала ставит под угрозу развитие промышленности и других отраслей сектора: меньшие компании оказываются на грани прекращения деятельности, более крупные – не имеют возможности наращивать объемы производства. К примеру, об этом уже говорят в Метинвесте. "Дефицит кадров – это главный вызов для компании. Мы уже столкнулись с ситуацией, когда не можем увеличить производство на "Запорожстали" из-за нехватки персонала", — отмечают там.

Бизнесы вынуждены уходить в тень

Поскольку мужчины не желают трудоустраиваться официально, часть компаний вынуждены переводить деятельность в тень. "Это делают, чтобы уберечь действующих и будущих работников от мобилизации: по разным оценкам примерно треть работников сегодня работает неофициально. И хотя за это предусмотрены наказания — например, ощутимые штрафы — компании сознательно вынуждены идти на этот шаг", — отмечают эксперты Talando.

Качество специалистов на рынке снижается

Из-за нехватки квалифицированных работников работодатели вынуждены быстрее заполнять вакансии, что приводит к снижению стандартов подбора персонала. Часто кандидаты не имеют необходимой квалификации или опыта, но из-за высокого спроса получают возможность проходить этапы отбора, не отвечая ключевым профессиональным критериям.

Помочь может усовершенствование системы бронирования

В борьбе с кадровым голодом чаще всего бизнесы увеличивают мотивационный пакет — об этом говорят 29% компаний, 28% вводят программы повышения квалификации, а еще 21% предпочитают нанимать женщин. Например, в Метинвесте ввели ряд инструментов для содержания и привлечения персонала, готовят кадры в собственном университете Метинвест Политехника, повышают зарплаты и делают ставку на наем ветеранов. В свою очередь Farmak пытается частично перекрыть нехватку мужчин персоналом женского пола.

Мы проводим соответствующие учения. Но иногда такая замена невозможна. Например, аппаратчик смешивания во время работы перемещает по цеху бины с сырьем или полупродуктами весом 750 кг и более. Найти столь физически подготовленную женщину трудно, также есть соответствующие нормативные ограничения по охране труда для женщин

Farmak
Farmak

Эксперты и представители бизнеса уверены, что кризис невозможно преодолеть без вмешательства государства и взаимодействия с ним. В первую очередь, ожидания бизнеса касаются защиты от неправомерного давления органов контроля, расширения государственных грантовых программ, а главное – усовершенствования системы бронирования.

"Единственный инструмент сохранения экономики и ее потенциала – это бронирование работников. Именно бронирование позволяет государству обеспечить необходимый минимум военнообязанных работников, которые обеспечат работу предприятий. Поэтому главной задачей государства является поиск баланса между количеством мобилизованных и сохранением персонала предприятий. Правительство должно разработать комплекс решений, который позволит экономике функционировать и одновременно привлекать достаточно людей в армию", — уверены в Метинвесте.

Там считают, что нужно компромиссное решение, чтобы за предприятием было закреплено неизменное от мобилизации количество работников, которых можно бронировать, а не просто процент. В Farmak предлагают другое решение для критических предприятий – пересмотреть квоту в сторону увеличения с 50% до 70-75% для компаний, производящих критически важную для населения продукцию.

Не менее важным многие бизнесы считают введение экономического бронирования, которое позволило бы компаниям не из числа критической инфраструктуры забронировать часть ключевых работников. Концепцию экономического бронирования уже давно обсуждают в правительстве и парламенте: сегодня существует минимум три ее варианта, так или иначе касающиеся бронирования персонала с белыми зарплатами более 20-35 тысяч грн и оплаты дополнительного военного сбора. Впрочем, предложенные схемы экономического бронирования остаются дискуссионными и нуждаются в доработке.