НБУ курс:

USD

41,37

--0,05

EUR

44,61

--0,22

Наличный курс:

USD

41,32

41,20

EUR

45,00

44,80

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Гетманцев рассказал, сколько денег удалось вывести из "тени"

Гетманцев рассказал, сколько денег удалось вывести из "тени"
Фото: Freepik

Сейчас в тени примерно половина экономики Украины и до 500 млрд грн налогами. Но есть отрасли, например торговля, где этот показатель составляет 60-70%. может быть где-то 420-430 миллиардов гривен.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Об этом рассказал глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в интервью "Экономической правде".

Детенизация экономики

Нардеп напомнил, что на прошлой неделе Верховная Рада поддержала законопроект, устанавливающий гарантированное налоговое обязательство для спиртовых заводов.   исходя из их мощности, а не из того, сколько они спирта производят.

"Этот законопроект полностью уничтожает тень. Он будет действовать в течение пяти лет и полностью уничтожает так называемую "форму вторую", по которой они так классно работали все 30 лет", – убежден Гетманцев.

Он добавил, что от горючего поступления в бюджет выросли на 5,1 миллиарда гривен или плюс 45% по сравнению с 2023 годом. Из игорного бизнеса поступления в 2021 году составляли 204 миллиона, в 2022 году – 730,9 миллиона, за 8 месяцев 2023 – 5,6 миллиарда, а за 8 месяцев 2024 – 11,7 миллиарда. Сейчас уже 13,5 миллиарда.

"Это ярко демонстрирует, сколько "тень" стоит государству", – заметил Гетманцев.

По его словам, выручки по РРО по ювелирному бизнесу выросли на 67,8% в августе 2024 года до января 2024 года. Еще одна цифра – выручка электроники. По электронике – плюс 34% с начала года и 157,7% роста поступлений НДС (год до года).

"Очень показательная цифра – вендинговые машины – плюс 350%. Они полностью были в тени", – рассказал нардеп.

Он отметил, что тень – это не только теневой бизнес, но и чиновники, правоохранители.

"Это клановая система, которая формировалась 30 лет, управлявшей государством", — подчеркнул Гетманцев.

В каких отраслях уже есть результат борьбы с "серыми" и "черными" схемами

По словам Гетманцева, в последнее время на слуху есть около десятка "серых" и "черных" схем по уплате налогов и ведения бизнеса, которые постепенно выжимаются из жизни украинцев.

"Согласен, что из-за сопротивления разнообразных кланов, паразитировавших на этих схемах последние 30+ лет, процесс по уничтожению кормовой базы теневой экономики идет не так быстро, как хотелось бы, но эти изменения неотвратимы, и будут лишь усиливаться в ходе переговоров и выполнения условий о вступление в ЕС", — отметил глава налогового комитета.

Вот несколько примеров, где можно увидеть результат:

Ликеро-водочная отрасль. Налоговая эффективность по НДС по ее предприятиям за три года выросла более чем в полтора раза. Есть предприятия, где налоговая нагрузка увеличилась вдвое, у некоторых – с нуля до самого высокого уровня.

Ювелирная промышленность   – год к году можно увидеть увеличение этого показателя в 2,2 раза.

Рынок горючего, табачных изделий, игорный бизнес   – вынужден начинать работать по честному, по закону.

Рынок электроники   – там годами привыкли продавать дорогие бренды через ФЛП, минимизируя налоги, однако ситуация идет на улучшение.

В итоге Гетманцев заявил, что намеренно не называет полные названия упомянутых компаний и других, работающих по подобным схемам, ведь рассчитывает, что они, имея многомиллионные обороты, изменят свое поведение.

"Если нет – у государства достаточно инструментов, чтобы приводить тех, кто не хочет жить по европейским стандартам ведения бизнеса, в сознание, последовательно закрывая те щели, которые еще остаются для того, чтобы крупные компании маскировались под малый бизнес, действуя в ущерб интересам государства ", — подчеркнул глава налогового комитета ВР.