Инвестиции и стартапы: где и как найти инвестора для удачного развития

Успешность стартапа во многом зависит от перспективности самой идеи и инвестиций в него.
Источник: Freepik.com

Как показывает практика, только десятая часть стартапов успешно привлекает инвесторов на начальных стадиях развития проекта. Остальные 90% терпят неудачу при привлечении инвестиций по разным причинам: неудачная презентация, неправильный поиск инвесторов, нечеткая идея. 


 

Итак, что нужно, чтобы добиться удачных инвестиций в стартап – рассматриваем в нашем материале. 

Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

Как привлечь инвестиции в стартапы?

Источник: freepik.com

Идея, настойчивость и инвестиции – вот три составляющие, которые нужны для успешного развития стартапа. Особенно на начальных стадиях. Учитывая, что стартап относится к венчурным инвестициям и считается рисковым делом, не все инвесторы готовы вкладываться. По некоторым статистическим данным, почти 40% инвесторов просто теряют свои вклады, а стартап не выживает.

Но, вероятная неудача не означает обязательная, ведь есть много примеров успешных стартапов, а некоторые из них в конечном итоге становятся единорогами. Кстати, среди украинских единорогов можно выделить таких гигантов как Grammarly, GitLab и People.ai со стоимостью $13 млрд, $17 млрд и $1,1 млрд соответственно.

А значит есть немало инвесторов, которые это понимают и готовы поддерживать стартап-проекты столько, сколько нужно, пока не будет результата. Или, пока не закончатся средства и терпение. Другой вопрос – как найти инвестора для бизнеса и заинтересовать его и для этого есть немало вариантов.

Венчурные фонды (Venture Capital Funds)

Это специализированные финансовые учреждения, инвестирующие капитал в стартапы и малый бизнес с высоким потенциалом роста. Для этого они привлекают средства от институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании, крупные корпорации) для инвестирования в стартапы перспективные проекты. Например, это такие ресурсы, как:

  • Sequoia Capital
  • Andreessen Horowitz
  • Accel Partners
  • Benchmark Capital
  • Greylock Partners

Венчурные фонды могут оказывать помощь как с финансированием, так и со стратегической поддержкой. Это может включать в себя доступ к сети контактов, опытных консультантов и поддержку в ведении бизнеса.

Бизнес-акселераторы и инкубаторы

Бизнес-акселераторы или инкубаторы – это программы, которые оказывают поддержку стартапам на ранних стадиях их развития. Основная их цель – ускорение развития стартапов и привлечение инвестиций. 

То есть бизнес-акселераторы и инкубаторы не только помогают найти источник финансирования, но и предлагают менторскую поддержку, обучающие программы, доступ к сети инвесторов и возможности для нетворкинга. Примеры инкубаторов в мире и в Украине:

  • IdeaLab
  • TechNexus
  • iHUB (Украина) 

Программы поддержки бизнес-акселераторов могут длиться до нескольких месяцев, в то время как бизнес-инкубаторы предоставляют программы поддержку до нескольких лет. В общем, акселераторы, инкубаторы предоставляют стартапам необходимые ресурсы и возможности для развития. 

Разница в том, что акселераторы нацелены на стремительное и спринтерское развитие стартапа. А вот инкубаторы оказывают поддержку стабильному долгосрочному развитию.

Краудфандинговые платформы

Краудфандинг позволяет привлекать средства от множества людей, часто с минимальными вложениями от каждого. Это также помогает проверить идею и получить поддержку потенциальных инвесторов. 

Имеются краудфандинговые платформы с широкой интернет-аудиторией. На некоторых из них можно найти и филантропы, которые помогают молодым стартапам развиваться или даже настоящих инвесторов, ищущих перспективные идеи для инвестиции в стартапы.

  • Kickstarter
  • Indiegogo
  • Crowdcube
  • Seedrs

Каждая платформа имеет свои способы найти инвестора, как и собственные методы продвижения, привлечения ресурсов. 

Местные бизнес-ангелы и ангельские сети

Их также называют ангел-инвесторами. Как правило, это состоятельные люди, бизнесмены, продвигающие молодые стартапы, предоставляя им финансирование, менторство и необходимые ресурсы. Они же помогают войти в нужный бизнес-круг помогая стартапу вырасти в "единорога".

Где же можно найти таких ангелов в Украине,  которые будут сопровождать молодого стартапера на его пути:

  • The Angel Capital Association (ACA)
  • European Business Angels Network (EBAN)
  • Украинская ассоциация венчурного и частного капитала (UVCA)

Бизнес-ангелы часто готовы инвестировать в ранние стадии развития стартапа и оказывать менторскую поддержку благодаря своему опыту. Но чтобы привлечь бизнес-ангела для инвестиций нужно иметь четкий бизнес-план и презентацию.

Социальные сети и профессиональные платформы

Не следует также недооценивать и силу социальных сетей. Именно на них люди часто находят нужную работу, людей для решения определенной проблемы и собственно инвесторов, вкладывающих в стартап. 

Одной из самых масштабных соцсетей, где можно найти и привлечь инвестора, является популярная платформа LinkedIn. Также можно найти сообщества для инвесторов и стартапов на Facebook и X. 

Если вы собираетесь найти и привлечь и инвестора через соцсети, вам нужен хорошо оформленный профессиональный профиль и постоянное продвижение вашего бренда. 

Местные стартап-сообщества и коворкинги

Они обеспечивают физическое пространство для встреч с другими предпринимателями и потенциальными инвесторами, способствуя созданию крепких деловых отношений. На таких ресурсах всегда можно найти поддержку и консультации от других предпринимателей, поучаствовать в мероприятиях и тематических воркшопах. 

На таких мероприятиях можно найти новые связи, получить рекомендации, узнать возможности для местных стартапов, а также обсудить идеи развития и перспектив для инвестиций. 

Онлайн-ресурсы и блоги

Еще один действенный способ для нетворкинга и вариант как найти инвестора в интернете. Онлайн-ресурсы и блоги могут быть источником полезной информации об инвесторах, советы по привлечению инвестиций, а также местом публикации информации о стартапе. Так вы можете заявить о себе, заинтересовать аудиторию и получить ценный опыт. Можно обратить внимание на такие порталы и ресурсы, как:

  • Crunchbase
  • TechCrunch
  • VentureBeat
  • Medium (разделы о стартапах и инвестициях)

Чтобы этот вариант был эффективным, важно быть активным участником онлайн-сообществ и комментировать публикации других авторов. В Украине тоже есть немало ресурсов для стартапов.

Как заинтересовать инвестора?

Источник: freepik.com

Вовлечение инвестора в стартап может иногда испугать, особенно начинающего стартапера: как заинтересовать, убедить, что идея стоит вложений, не оттолкнуть. Опыт многих успешных инвестиций в стартапы показывает, что первое, что хотят узнать инвесторы, решает ли стартап проблему и если да, то какую. 

Далее следует презентация стартапа, где точно нужно показать:

  1. Качественная и прозрачная бизнес-модель.
  2. Сильную команду, понимающую принципы ведения бизнеса.
  3. Перспектива и динамика роста и масштабирования на рынке.
  4. Целевую аудиторию и конкурентов. 

Интересно, что некоторые исследования и опросы показали, что значительное большинство инвесторов (около 96%) в первую очередь обращают внимание на команду и охотнее вкладываются в стартапы, имеющие 2 и более кофаундеров.

Однако даже имея действительно крутой продукт, большие перспективы, крутую идею и все, что нужно без содержательного и четкого предложения привлечь инвестиции невозможно.

Еще один немаловажный момент: старайтесь привлекать тех инвесторов в свой стартап, которые хорошо знают особенности вашей вертикали и могут поделиться опытом, контактами или ресурсами.