- Категория
- Финансы
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Выплаты субсидий оказались под угрозой. Почему Пенсионный фонд не справляется с назначением и распределением жилищных льгот
С 1 декабря назначение и выплату жилищных субсидий и льгот в Украине производит Пенсионный фонд (ПФУ). Ранее ПФУ субсидии и льготы только выплачивал, а их назначением занимались органы социальной защиты населения.
Иными словами, граждане, которые тратят на оплату коммунальных услуг более 15% своего совокупного месячного дохода, с 1 декабря для назначения субсидии должны уже обращаться в орган ПФУ, который принимал и прорабатывал документы (заявление и декларацию о доходах и расходах).
Прием документов на субсидии продолжают осуществлять и структуры соцзащиты, а органы ПФУ назначают субсидии на основании принятых и переданных документов. При этом человек мог и может самостоятельно избрать любое территориальное подразделение (сервисный центр) фонда. Независимо от места его официальной регистрации или проживания. Вдобавок к этому прием документов с 1 декабря продлили и ЦНАПы, и территориальные общины, и старостаты, передающие их впоследствии в ПФУ.
Получателям, которым субсидия уже была назначена, повторно обращаться в органы ПФУ не нужно. Определенные органами соцзащиты выплаты будут поступать, как объясняли представители Министерства соцполитики, до завершения отопительного сезона.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaДолжно было стать удобнее. Но получилось все наоборот
Минсоц внедрение таких изменений аргументировал необходимостью сделать подачу документов в условиях войны более удобной, поскольку граждане (прежде всего речь идет о переселенцах) получили возможность обращаться в любой сервисный центр ПФУ без территориальной привязки. Это действительно имеет смысл, поскольку заместитель министра соцполитики Виталий Музыченко еще три месяца назад сообщил, что почти 200 тыс. получателей субсидий в то время проживали на территориях, где органы социальной защиты из-за войны не выполняли свои полномочия должным образом.
Чиновники Минсоца объясняют, что теперь проработка документации на получение субсидии будет централизованной. Однако в конечном счете это нововведение обернулось для граждан новыми проблемами. И одна из них – километровые очереди в органах ПФУ.
В сервис-центры фонда, во-первых, чаще всего приходят пожилые люди, которые в дистанционной подаче документов не ориентируются и тратят много времени. Во-вторых, граждане пытаются решить разные вопросы, не только те, которые связаны с субсидиями. Это и получение и перерасчет пенсии, похоронные выплаты и т.д. Потому посетителей стало еще больше.
На ПФУ опрокинули функции, которые он физически не может выполнять
Впрочем, очереди и претензии к качеству обслуживания в органах ПФУ – не единственная проблема.
На сегодняшний день субсидии получают почти 2,2 млн украинских домохозяйств. Прогнозируемый средний размер одной субсидии составит около 1,8 тыс. грн в месяц.
Претендентов на получение субсидий тщательно проверяют. Не секрет и то, что многие граждане претендуют на субсидию, имея прописанных в жилище людей, которые в нем не проживают.
Как правило, речь идет о пенсионерах, которые живут сами, но имеют детей, внуков, прописанных в их квартирах, хотя фактически проживают в других городах. Поэтому получатели субсидий должны доказать, что в их жилищах нет тех, кто способен платить за коммуналку в полном размере.
Раньше такими проверками занимались комиссии горисполкомов. Однако в 2021 году Минсоцполитики решило, что проверяющие от горисполкома слишком снисходительно относятся к потенциальным субсидиантам, поэтому перевели проверки под свой контроль.
Проблема в том, что Пенсионный фонд оказался к подобным изменениям не вполне готов. Сотрудники ПФУ иногда не могут даже открыть дело субсидианта. Нет соответствующего программного обеспечения. С людьми общаются в прямом смысле "по пальцам", поэтому об организации комиссии по проверке говорить просто не приходится.
С проблемой могли столкнуться желающие получить субсидию, которые, например, увидели в реестре в ноябре (когда управление соцзащиты еще принимало заявки), что субсидия стала недействующей (не стоит путать с нулевой). В то же время управление соцзащиты при горисполкомах могло объяснить причину ее потери.
Более того, управление соцзащиты прежде всего ориентировалось на дела, а не на реестр. К примеру, в ноябре потенциального субсидианта могли убедить, что все основания для получения помощи есть, но с наступлением декабря человек замечает, что субсидия до сих пор не начислена, хотя все ее соседи уже получили.
Минсоц предупреждали. Но ведомство решило по-своему
Обратим внимание, что "реформа" частично завершилась тем, что уже говорил бывший министр социальной политики Андрей Рева. "Как я и говорил, ПФУ не будет способен назначать субсидии, потому что он никогда этим не занимался. Даже с его прямой компетенцией – назначение пенсий – он справляется не лучше. Спросите людей, которым выплачивают пенсии, сколько времени они ожидают результата. И это основной профиль ПФУ", – объяснил в разговоре с delo.ua Рева.
Что касается субсидий для ВПЛ, то еще несколько лет назад субсидия начала назначаться для всех прописанных в конкретном жилом помещении или для тех, кто фактически в нем проживает. Что касается второй категории, то этим лицам нужно иметь договор об аренде жилья. Проблема была разве что в том, что этот договор внутренне перемещенным лицам практически никто не давал.
"Поэтому мы сделали очень простую вещь. Лицо декларирует, где и с кем он живет, заполняет декларацию. После этого к нему приходит социальный инспектор и проверяет, что он действительно там живет. Он составляет акт. Без договора об аренде и прописках человеку назначают субсидию. Что может быть проще?" – добавил он.
Такая система работала на Украине с 2018 года. А вот "опрокидывание субсидии" на Пенсионный фонд, по словам Андрея Ревы, с самого начала угрожало масштабным сбоем, когда люди будут ждать выплаты "неизвестно сколько". Как мы видим, на самом деле так и произошло.
Провала как такового удалось избежать. Но что это дало с практической точки зрения? По-моему, это лишь усложнило процесс. Потому что раньше субсидии назначал один орган, но теперь их два”, – резюмирует Андрей Рева.
Иными словами, Пенсионный фонд оказался не готов к тому, чтобы принимать заявки на субсидии, а также назначать проверки субсидиантов. Система буксует и не справляется с погрузкой. Эту проблему, конечно, Минсоц решит. Но точно не раньше января 2023 года.