НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,40

45,20

Для ВСУ, отдыха, на экспорт и почтальонам: как в Тернополе производят электробайки

Для ВСУ, отдыха, на экспорт и почтальонам: как в Тернополе производят электробайки
В Украине работает лишь один производитель електробайков — тернопольский Eleek. Фото: Eleek.com.ua

Тернопольская компания Eleek уже почти 15 лет занимается производством и продажей двухколесных электробайков. За это время их продукция нашла своего покупателя в Украине и за рубежом: ее оценили военные, любители активного отдыха, байки заказывают коммерческие компании и муниципальные учреждения. Из-за войны сейчас сложно говорить о развитии, но в ближайшее время компания планирует стать главным поставщиком техники для проката в туристических регионах и "откусить" часть рынка доставки.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Идея собственноручно производить двухколесный транспорт появилась у жителя Тернополя Павла Рудакевича в 2010 году, когда он успешно собрал в гараже первый электровелосипед. На раму своей разработки он смонтировал заказанные за границей комплектующие. Такая локализация позволила снизить стоимость байка: собственный "кастом" обошелся в $1500, втрое дешевле зарубежных аналогов.

Пару лет занимался электротранспортом как хобби, а полноценным бизнесом стартап стал в 2016 году. Рудакевич арендовал помещение площадью около 300 кв.м, нанял работников и начал производство электробайков.

Электробайки Eleek Atom для ВСУ. Это и следующие фото предоставлены компанией

Сейчас в Eleek работают три десятка специалистов, девять работников защищают Украину в рядах ВСУ. В 2022 году ежегодно производилось около 300 электробайков, причем большая часть их передавалась или продавалась военным. Текущие объемы производства и продаж в компании не называют, но отмечают, что показатели сопоставимы с довоенными. Доля электробайков для военных в некоторые месяцы достигает 80% всего портфеля заказов.

Басни Eleek не относятся к экономсегменту, и действительно стоят дороже массового импорта в Украину. Но их ценовая ниша вполне оправдана, подчеркивает владелец компании Павел Рудакевич. Техника создается для получения удовольствия от быстрого разгона и хорошей управляемости, что требует использования профессиональных деталей и комплектующих от известных мировых брендов.

Eleek Pozitiff – самый мощный в линейке. Мы не допускаем к его тест-драйву людей, никогда не ездивших на электробайках. Человек без опыта езды на электробайке немного даст газу, сразу встанет на заднее колесо и опрокинется. Электробайки разгоняются как топовые спортивные мотоциклы из ДВС, именно за это их любят.

Павел Рудакевич
Павел Рудакевич основатель и владелец Eleek

Кроме того, мелкосерийная сборка в Украине обходится дороже массового производства в Китае или Индии. Также Eleek бесплатно отдает ВСУ часть произведенных байков и поддерживает мобилизованных работников, что тоже отражается на конечной себестоимости техники.

Электробайк Eleek: что получаешь за 200 тыс. гривен

Продуктовая линейка компании представлена девятью моделями, самой популярной среди которых якляется электробайк Atom. Ценовой диапазон колеблется от 68,4 тыс. грн за электробайк Neo и до 239 тыс. грн за флагман Pozitiff MD.

Eleek Atom Eco. Один из самых дешевых байков в линейке

Продукция компании имеет следующие характеристики:

Параметр Lite Eco Atom Pozitiff MD
Цена, тыс. грн 98 213 239
Макс. скорость, км/ч 50 90 90
Макс. запас хода, км 100 100 100
Время полного заряда батареи, час 5 5 5
Вес, кг 35 80 90
Номинальная мощность, Вт 500 3000 3000
Срок службы аккумулятора, лет не менее 5 не менее 5 не менее 5
Крутящий момент двигателя, Н.м. 50 182 230
Гарантийный срок, мес. 12 12 12

Электробайки производятся по заказу, согласно пожеланиям клиента. К примеру, рама позволяет индивидуально настраивать посадку/клиренс, поэтому перед заказом клиент может указать свой рост, вес и стиль езды. После этого специалисты компании настроят байк под нужды будущего владельца. При сборке  оговаривается широкий набор параметров и запчастей: дополнительный багажник, покраска в выбранный цвет, дополнительные зеркала или габаритные огни, колеса большего диаметра, увеличенная мощность силового агрегата.

В магазине Eleek в Тернополе всегда есть несколько доступных для продажи байков, но лучший выбор – заказать технику под себя, добавляют в компании. Различаются и сроки выполнения заказа. Часть моделей можно сделать за месяц, тогда как более технически сложные производят до трех месяцев.

По словам Павла Рудакевича, одна из причин популярности байков Eleek – они модернизируются одновременно с потребностями украинцев. Например, из-за проблем в энергосистеме транспортное средство получило функции павербанка. Его оснастили силовым разъемом для подключения инвертора 220В и разъемами USB для питания бытовых приборов и зарядки девайсов.

Дешевые Eleek Neo (слева) и Lite Eco возле цеха в Тернополе. Neo развивает скорость до 40 км/ч и имеет запас хода до 40 км.

В целом, электробайки компании достаточно мощные и скоростные, по сравнению с импортными образцами. К примеру, китайский SUPER SOCO за 100 тыс. грн выдает 1,2 кВт номинальной мощности и развивает скорость до 60 км/ч при запасе хода до 100 км. Китайский трехкиловаттный HM-6, сопоставимый по мощности с Eleek Atom, стоит 140 тыс. грн. Однако и разгоняется он хуже: до 60 км/ч против 90 км/ч у украинского аналога и проезжает всего 35 км на одном заряде.

Владелец компании призывает оценивать запас хода для электробайка как величину непостоянную. Обычно пробег на одной зарядке измеряют в идеальных условиях: для водителя со среднестатистическим весом, который будет ехать по ровному асфальту при температуре 18-22°. Поэтому байк Eleek с номинальным запасом хода в 100 км реально проедет по снегу или грязи 60-70-80 км. Особенно это следует учитывать военным и туристам, которые планируют передвигаться не только по асфальтным дорогам.

Пользователи электробайков оценивают технику в целом положительно, отмечая хорошую динамику и надежность. Есть и замечания, чаще всего предметом критики становится:

  • Цена. Многие покупатели отмечают, что байк Atom стоит $5,1 тыс., на уровне подержанного автомобиля; 
  • Некоторые пользователи жалуются на недостаточный зазор между крылом и колесом, поэтому на бездорожье это пространство может забиваться грязью;
  • Для военных может быть неудобным запуск техники с ключа: при ответственном задании он может сломаться в замке или потеряться. Вместо такого решения предлагают устанавливать кнопку запуска с чипом для идентификации пользователя;
  • Нагрев мотор-колеса после нескольких десятков километров активной езды. Для решения проблемы пользователи предлагают перенести мотор на раму с передачей крутящего момента цепью или ремнем.

Спрос на электробайки будет расти

Украинский рынок двухколесного электрического транспорта достаточно молод, и в ближайшее время будет активно расти, рассказывает основатель компании. Это обусловлено удорожанием топлива и увеличением акцизов на него, а также автономностью: электробайк удобно заряжать во дворе частного дома или на территории коммерческого логистического предприятия.

Сборочный участок Eleek

Наиболее перспективные ниши для развития электробайков:

  • Курьерские доставки. Eleek уже изготовил и отгрузил несколько партий байков для украинских логистических компаний. Производитель предлагает гарантийное и ремонтное обслуживание, которое бывает сложно получить при покупке китайской или индийской техники;
  • Для военных задач. Электрический транспорт бесшумен и почти незаметен для тепловизионного наблюдения. Он идеально подходит для тихой доставки продуктов или боекомплекта на "ноль";
  • Туристический бизнес. Большой интерес проявляют базы отдыха, курорты, санатории. Прокат быстрых в разгоне байков создает отдельную нишу на стыке спорта и туризма, которую не заменят сервисы по аренде велосипедов, квадроциклов или джипов;
  • Муниципальные и государственные заказы на технику курьеров или социальных работников. Одна из задач, для которых уже покупали байки Eleek – развоз пенсий в отдаленные деревни.

"Бум электробайков для туризма в Украине только начинается. На прошлой неделе мы отгрузили пять байков предпринимателю из Буковеля. На наших байках на курорте поездил бизнесмен из Черновцов, и недавно тоже заказал у нас партию. То есть клиенты находятся быстро", — рассказывает Павел Рудакевич.

С другой стороны, продукция тернопольской компании заинтересовала государственные и коммунальные предприятия, которых законодательство обязывает покупать технику с определенной долей деталей украинского производства. Уже есть успешные поставки, но часто государственная техническая задача на тендер не соответствует функционалу байков.

К примеру, госзаказчик хочет электротранспорт для доставки воды с большим багажным отделением. Инженеры Eleek просчитали, что надстройка при эксплуатации будет постоянно выходить из строя из-за своих габаритов, ухудшит управление и мешать водителю. В результате, вопросы решили путём установки двух круглых багажников по бокам транспорта, в которые ставятся большие баклажки с водой, и курьер развозит их в недоступные для автомобиля локации.

Производитель концентрируется на двухколесном электротранспорте, но при необходимости инженерный отдел прорабатывает и другие заказы, добавляет собеседник издания. К примеру, сейчас Eleek получил запрос от международной благотворительной организации на трехколесный байк для престарелых. Здесь мало только добавить на раму одно колесо: трехколесная техника склонна опрокидываться в поворотах. Поэтому у инженерного отдела сейчас много работы над разработкой рамы с таким профилем и центром масс, которая будет максимально сопротивляться опрокидыванию.

Механосборочный участок Eleek

Полномасштабная война очень изменила торговое направление компании. Если до 2022 года 80% техники производитель продавал за границу, то сейчас украинский рынок является основным, а на экспорт приходится не больше 15% продукции. Основные заказчики – ЕС, Канада, Бразилия, США. До войны тернопольские байки экспортировались в более чем 20 стран.

Главной сложностью продажи байков за границу является сертификация по местному законодательству. В одних странах Евросоюза нужен только технический паспорт для пользования двухколесным электротранспортом, в других дополнительно поставить его на учет, а в третьих — получить специальное водительское удостоверение.

На 2024-2025 годы Eleek планирует охватить украинскую отрасль аренды транспорта для развлечений, чтобы их байки были представлены на каждом украинском курорте, базе отдыха, в больших парках. Также планируется открытие проката электробайков в одном из городов Украины, услуга будет предоставляться сотрудниками самой компании. Пока наиболее вероятные кандидаты на открытие сервиса — Хмельницкий, Львов, Винница, Киев.

Было бы очень хорошо, чтобы прокат наших байков открылся в каждом большом городе, где есть прокат самокатов. Самокаты – это просто для перемещения по городу, а мощные байки дарят еще и эмоции".

Павел Рудакевич
Павел Рудакевич основатель и владелец Eleek

Среди других задач он называет:

  1. Полноценный выход на европейский рынок после получения всех необходимых сертификатов соответствия для каждой страны. Выход на иностранные рынки даст компании приток валюты и расширит возможность проектирования новых моделей;
  2. Открытие шоурумов Eleek в городах вблизи Тернополя или в Киеве. При этом речь о собственной дилерской сети пока не идет, поскольку компания еще не достигла нужных объемов производства. Сейчас ей хватает торговли через интернет, в том числе через маркетплейс Rozetka и доставки байков через основные почтовые службы Украины;
  3. Компания Eleek до войны планировала переезд в тернопольский индустриальный парк и получила согласие от горсовета. Из-за российского вторжения сейчас остро стоит проблема за кадрами, так что переезд в новый цех планируется, но сроки его пока не называются.

ВСУ – основной приоритет производителя байков

Eleek к концу войны имеют главную задачу помогать украинским военным, рассказывает Павел Рудакевич. Все гражданские заказы производятся только после изготовления партий техники для ВСУ. Высокий приоритет установлен и для ремонта электрических байков военных, эта техника обслуживается в первую очередь.

Монтаж электропроводки на байк

Преимущество военных версий тернопольских байков в хорошей защите от влаги, пыли и грязи. Также в ВСУ ценят их абсолютно бесшумностью, по сравнению с бензиновыми мотоциклами. Технику заказывают не только разведчикам и силам специальных операций, ее используют и линейные части для тихой доставки провизии или воды на позиции.

В отличие от россиян, загоняющих традиционные мотоциклы с ДВС в "мясные" штурмы, украинская военная доктрина не использует двухколесную небронированную технику для боевых действий. Поэтому использование байков Eleek обычно ограничивается логистикой, разведкой и специальными операциями.

Военные модификации электробайков не имеют принципиальных отличий от гражданских аналогов, добавляет владелец компании. Рамы, подвески, аккумуляторные батареи и электродвигатели всех моделей рассчитаны на эксплуатации по бездорожью, поэтому Eleek для ВСУ не имеет существенных отличий от техники для гражданских. Изменения могут относиться к чисто военным опциям (например, отсутствие зеркал и освещения) или изменениям вроде увеличенной задней звездочки для усиления тяги на малых скоростях, как на модели Pozitiff Military.

Помимо электробайков, Eleek в 2023 году создала двухместное баги для ВСУ. Оно оснащено двумя электромоторами по 6 кВт с приводом на задние колеса. Встроенный аккумулятор емкостью 9 кВт-ч обеспечивает автономность до 150 км. Съемная конструкция батареи позволяет подключить ее к внешним потребителям, например, электроинструменту или приборам освещения. Вес транспортного средства не превышает 240 кг, максимальная скорость – 55 км/ч.

Баги Eleek на испытаниях

В полевых условиях все военные модификации можно подключить к спутниковому интернету Starlink. Заряд батареи хватает почти на месяц непрерывной работы устройства.

Помимо колесной техники, производитель имеет оборудование для упаковки батарей китайского производства в зарядные станции, аналогичные известному бренду EcoFlow. Их разработка Energy 810 используется как для гражданских, так и для военных задач, и стоит 15 тыс. грн. Сборка выдает мощность в 810 Вт-час (втрое больше популярного EcoFlow RIVER 2 за 12 тыс. грн), оснащена металлическим противоударным корпусом и технологией пассивного охлаждения. Она имеет несколько портов, четыре USB-порта и силовой порт на 12В. Существенный недостаток станции – отсутствие розетки на 220В, поэтому для подключения бытовых устройств сборке понадобится дополнительный инвертор.