НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Для ВСУ, отдыха, на экспорт и почтальонам: как в Тернополе производят электробайки

Для ВСУ, отдыха, на экспорт и почтальонам: как в Тернополе производят электробайки
В Украине работает лишь один производитель електробайков — тернопольский Eleek. Фото: Eleek.com.ua

Тернопольская компания Eleek уже почти 15 лет занимается производством и продажей двухколесных электробайков. За это время их продукция нашла своего покупателя в Украине и за рубежом: ее оценили военные, любители активного отдыха, байки заказывают коммерческие компании и муниципальные учреждения. Из-за войны сейчас сложно говорить о развитии, но в ближайшее время компания планирует стать главным поставщиком техники для проката в туристических регионах и "откусить" часть рынка доставки.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Идея собственноручно производить двухколесный транспорт появилась у жителя Тернополя Павла Рудакевича в 2010 году, когда он успешно собрал в гараже первый электровелосипед. На раму своей разработки он смонтировал заказанные за границей комплектующие. Такая локализация позволила снизить стоимость байка: собственный "кастом" обошелся в $1500, втрое дешевле зарубежных аналогов.

Пару лет занимался электротранспортом как хобби, а полноценным бизнесом стартап стал в 2016 году. Рудакевич арендовал помещение площадью около 300 кв.м, нанял работников и начал производство электробайков.

Электробайки Eleek Atom для ВСУ. Это и следующие фото предоставлены компанией

Сейчас в Eleek работают три десятка специалистов, девять работников защищают Украину в рядах ВСУ. В 2022 году ежегодно производилось около 300 электробайков, причем большая часть их передавалась или продавалась военным. Текущие объемы производства и продаж в компании не называют, но отмечают, что показатели сопоставимы с довоенными. Доля электробайков для военных в некоторые месяцы достигает 80% всего портфеля заказов.

Басни Eleek не относятся к экономсегменту, и действительно стоят дороже массового импорта в Украину. Но их ценовая ниша вполне оправдана, подчеркивает владелец компании Павел Рудакевич. Техника создается для получения удовольствия от быстрого разгона и хорошей управляемости, что требует использования профессиональных деталей и комплектующих от известных мировых брендов.

Eleek Pozitiff – самый мощный в линейке. Мы не допускаем к его тест-драйву людей, никогда не ездивших на электробайках. Человек без опыта езды на электробайке немного даст газу, сразу встанет на заднее колесо и опрокинется. Электробайки разгоняются как топовые спортивные мотоциклы из ДВС, именно за это их любят.

Павел Рудакевич
Павел Рудакевич основатель и владелец Eleek

Кроме того, мелкосерийная сборка в Украине обходится дороже массового производства в Китае или Индии. Также Eleek бесплатно отдает ВСУ часть произведенных байков и поддерживает мобилизованных работников, что тоже отражается на конечной себестоимости техники.

Электробайк Eleek: что получаешь за 200 тыс. гривен

Продуктовая линейка компании представлена девятью моделями, самой популярной среди которых якляется электробайк Atom. Ценовой диапазон колеблется от 68,4 тыс. грн за электробайк Neo и до 239 тыс. грн за флагман Pozitiff MD.

Eleek Atom Eco. Один из самых дешевых байков в линейке

Продукция компании имеет следующие характеристики:

Параметр Lite Eco Atom Pozitiff MD
Цена, тыс. грн 98 213 239
Макс. скорость, км/ч 50 90 90
Макс. запас хода, км 100 100 100
Время полного заряда батареи, час 5 5 5
Вес, кг 35 80 90
Номинальная мощность, Вт 500 3000 3000
Срок службы аккумулятора, лет не менее 5 не менее 5 не менее 5
Крутящий момент двигателя, Н.м. 50 182 230
Гарантийный срок, мес. 12 12 12

Электробайки производятся по заказу, согласно пожеланиям клиента. К примеру, рама позволяет индивидуально настраивать посадку/клиренс, поэтому перед заказом клиент может указать свой рост, вес и стиль езды. После этого специалисты компании настроят байк под нужды будущего владельца. При сборке  оговаривается широкий набор параметров и запчастей: дополнительный багажник, покраска в выбранный цвет, дополнительные зеркала или габаритные огни, колеса большего диаметра, увеличенная мощность силового агрегата.

В магазине Eleek в Тернополе всегда есть несколько доступных для продажи байков, но лучший выбор – заказать технику под себя, добавляют в компании. Различаются и сроки выполнения заказа. Часть моделей можно сделать за месяц, тогда как более технически сложные производят до трех месяцев.

По словам Павла Рудакевича, одна из причин популярности байков Eleek – они модернизируются одновременно с потребностями украинцев. Например, из-за проблем в энергосистеме транспортное средство получило функции павербанка. Его оснастили силовым разъемом для подключения инвертора 220В и разъемами USB для питания бытовых приборов и зарядки девайсов.

Дешевые Eleek Neo (слева) и Lite Eco возле цеха в Тернополе. Neo развивает скорость до 40 км/ч и имеет запас хода до 40 км.

В целом, электробайки компании достаточно мощные и скоростные, по сравнению с импортными образцами. К примеру, китайский SUPER SOCO за 100 тыс. грн выдает 1,2 кВт номинальной мощности и развивает скорость до 60 км/ч при запасе хода до 100 км. Китайский трехкиловаттный HM-6, сопоставимый по мощности с Eleek Atom, стоит 140 тыс. грн. Однако и разгоняется он хуже: до 60 км/ч против 90 км/ч у украинского аналога и проезжает всего 35 км на одном заряде.

Владелец компании призывает оценивать запас хода для электробайка как величину непостоянную. Обычно пробег на одной зарядке измеряют в идеальных условиях: для водителя со среднестатистическим весом, который будет ехать по ровному асфальту при температуре 18-22°. Поэтому байк Eleek с номинальным запасом хода в 100 км реально проедет по снегу или грязи 60-70-80 км. Особенно это следует учитывать военным и туристам, которые планируют передвигаться не только по асфальтным дорогам.

Пользователи электробайков оценивают технику в целом положительно, отмечая хорошую динамику и надежность. Есть и замечания, чаще всего предметом критики становится:

  • Цена. Многие покупатели отмечают, что байк Atom стоит $5,1 тыс., на уровне подержанного автомобиля; 
  • Некоторые пользователи жалуются на недостаточный зазор между крылом и колесом, поэтому на бездорожье это пространство может забиваться грязью;
  • Для военных может быть неудобным запуск техники с ключа: при ответственном задании он может сломаться в замке или потеряться. Вместо такого решения предлагают устанавливать кнопку запуска с чипом для идентификации пользователя;
  • Нагрев мотор-колеса после нескольких десятков километров активной езды. Для решения проблемы пользователи предлагают перенести мотор на раму с передачей крутящего момента цепью или ремнем.

Спрос на электробайки будет расти

Украинский рынок двухколесного электрического транспорта достаточно молод, и в ближайшее время будет активно расти, рассказывает основатель компании. Это обусловлено удорожанием топлива и увеличением акцизов на него, а также автономностью: электробайк удобно заряжать во дворе частного дома или на территории коммерческого логистического предприятия.

Сборочный участок Eleek

Наиболее перспективные ниши для развития электробайков:

  • Курьерские доставки. Eleek уже изготовил и отгрузил несколько партий байков для украинских логистических компаний. Производитель предлагает гарантийное и ремонтное обслуживание, которое бывает сложно получить при покупке китайской или индийской техники;
  • Для военных задач. Электрический транспорт бесшумен и почти незаметен для тепловизионного наблюдения. Он идеально подходит для тихой доставки продуктов или боекомплекта на "ноль";
  • Туристический бизнес. Большой интерес проявляют базы отдыха, курорты, санатории. Прокат быстрых в разгоне байков создает отдельную нишу на стыке спорта и туризма, которую не заменят сервисы по аренде велосипедов, квадроциклов или джипов;
  • Муниципальные и государственные заказы на технику курьеров или социальных работников. Одна из задач, для которых уже покупали байки Eleek – развоз пенсий в отдаленные деревни.

"Бум электробайков для туризма в Украине только начинается. На прошлой неделе мы отгрузили пять байков предпринимателю из Буковеля. На наших байках на курорте поездил бизнесмен из Черновцов, и недавно тоже заказал у нас партию. То есть клиенты находятся быстро", — рассказывает Павел Рудакевич.

С другой стороны, продукция тернопольской компании заинтересовала государственные и коммунальные предприятия, которых законодательство обязывает покупать технику с определенной долей деталей украинского производства. Уже есть успешные поставки, но часто государственная техническая задача на тендер не соответствует функционалу байков.

К примеру, госзаказчик хочет электротранспорт для доставки воды с большим багажным отделением. Инженеры Eleek просчитали, что надстройка при эксплуатации будет постоянно выходить из строя из-за своих габаритов, ухудшит управление и мешать водителю. В результате, вопросы решили путём установки двух круглых багажников по бокам транспорта, в которые ставятся большие баклажки с водой, и курьер развозит их в недоступные для автомобиля локации.

Производитель концентрируется на двухколесном электротранспорте, но при необходимости инженерный отдел прорабатывает и другие заказы, добавляет собеседник издания. К примеру, сейчас Eleek получил запрос от международной благотворительной организации на трехколесный байк для престарелых. Здесь мало только добавить на раму одно колесо: трехколесная техника склонна опрокидываться в поворотах. Поэтому у инженерного отдела сейчас много работы над разработкой рамы с таким профилем и центром масс, которая будет максимально сопротивляться опрокидыванию.

Механосборочный участок Eleek

Полномасштабная война очень изменила торговое направление компании. Если до 2022 года 80% техники производитель продавал за границу, то сейчас украинский рынок является основным, а на экспорт приходится не больше 15% продукции. Основные заказчики – ЕС, Канада, Бразилия, США. До войны тернопольские байки экспортировались в более чем 20 стран.

Главной сложностью продажи байков за границу является сертификация по местному законодательству. В одних странах Евросоюза нужен только технический паспорт для пользования двухколесным электротранспортом, в других дополнительно поставить его на учет, а в третьих — получить специальное водительское удостоверение.

На 2024-2025 годы Eleek планирует охватить украинскую отрасль аренды транспорта для развлечений, чтобы их байки были представлены на каждом украинском курорте, базе отдыха, в больших парках. Также планируется открытие проката электробайков в одном из городов Украины, услуга будет предоставляться сотрудниками самой компании. Пока наиболее вероятные кандидаты на открытие сервиса — Хмельницкий, Львов, Винница, Киев.

Было бы очень хорошо, чтобы прокат наших байков открылся в каждом большом городе, где есть прокат самокатов. Самокаты – это просто для перемещения по городу, а мощные байки дарят еще и эмоции".

Павел Рудакевич
Павел Рудакевич основатель и владелец Eleek

Среди других задач он называет:

  1. Полноценный выход на европейский рынок после получения всех необходимых сертификатов соответствия для каждой страны. Выход на иностранные рынки даст компании приток валюты и расширит возможность проектирования новых моделей;
  2. Открытие шоурумов Eleek в городах вблизи Тернополя или в Киеве. При этом речь о собственной дилерской сети пока не идет, поскольку компания еще не достигла нужных объемов производства. Сейчас ей хватает торговли через интернет, в том числе через маркетплейс Rozetka и доставки байков через основные почтовые службы Украины;
  3. Компания Eleek до войны планировала переезд в тернопольский индустриальный парк и получила согласие от горсовета. Из-за российского вторжения сейчас остро стоит проблема за кадрами, так что переезд в новый цех планируется, но сроки его пока не называются.

ВСУ – основной приоритет производителя байков

Eleek к концу войны имеют главную задачу помогать украинским военным, рассказывает Павел Рудакевич. Все гражданские заказы производятся только после изготовления партий техники для ВСУ. Высокий приоритет установлен и для ремонта электрических байков военных, эта техника обслуживается в первую очередь.

Монтаж электропроводки на байк

Преимущество военных версий тернопольских байков в хорошей защите от влаги, пыли и грязи. Также в ВСУ ценят их абсолютно бесшумностью, по сравнению с бензиновыми мотоциклами. Технику заказывают не только разведчикам и силам специальных операций, ее используют и линейные части для тихой доставки провизии или воды на позиции.

В отличие от россиян, загоняющих традиционные мотоциклы с ДВС в "мясные" штурмы, украинская военная доктрина не использует двухколесную небронированную технику для боевых действий. Поэтому использование байков Eleek обычно ограничивается логистикой, разведкой и специальными операциями.

Военные модификации электробайков не имеют принципиальных отличий от гражданских аналогов, добавляет владелец компании. Рамы, подвески, аккумуляторные батареи и электродвигатели всех моделей рассчитаны на эксплуатации по бездорожью, поэтому Eleek для ВСУ не имеет существенных отличий от техники для гражданских. Изменения могут относиться к чисто военным опциям (например, отсутствие зеркал и освещения) или изменениям вроде увеличенной задней звездочки для усиления тяги на малых скоростях, как на модели Pozitiff Military.

Помимо электробайков, Eleek в 2023 году создала двухместное баги для ВСУ. Оно оснащено двумя электромоторами по 6 кВт с приводом на задние колеса. Встроенный аккумулятор емкостью 9 кВт-ч обеспечивает автономность до 150 км. Съемная конструкция батареи позволяет подключить ее к внешним потребителям, например, электроинструменту или приборам освещения. Вес транспортного средства не превышает 240 кг, максимальная скорость – 55 км/ч.

Баги Eleek на испытаниях

В полевых условиях все военные модификации можно подключить к спутниковому интернету Starlink. Заряд батареи хватает почти на месяц непрерывной работы устройства.

Помимо колесной техники, производитель имеет оборудование для упаковки батарей китайского производства в зарядные станции, аналогичные известному бренду EcoFlow. Их разработка Energy 810 используется как для гражданских, так и для военных задач, и стоит 15 тыс. грн. Сборка выдает мощность в 810 Вт-час (втрое больше популярного EcoFlow RIVER 2 за 12 тыс. грн), оснащена металлическим противоударным корпусом и технологией пассивного охлаждения. Она имеет несколько портов, четыре USB-порта и силовой порт на 12В. Существенный недостаток станции – отсутствие розетки на 220В, поэтому для подключения бытовых устройств сборке понадобится дополнительный инвертор.