- Категория
- Война
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Точно в цель: секреты современного военного рекрутинга
Рекрутинговые центры, джоб-платформы и другие структуры работы с добровольцами способствуют качественному пополнению украинской армии. Уже теперь, по меньшей мере, каждый седьмой боец приходит в армию через рекрутинговый центр. С течением времени такой путь должен стать одним из основных в стране с ограниченными человеческими ресурсами. Важными условиями для этого является предоставление полноценного юридического статуса рекрутинга в армии, а также овладение военными рекрутинговыми центрами и кадровыми органами лучших практик бизнес-HR-менеджмента. ТОП-100 предлагает цикл публикаций о том, как военный рекрутинг использует наработки бизнеса, развивается в отдельных подразделениях и как к этим процессам относится власть в Украине.
«Воевать будут все», — все чаще звучит из окопов. А в это время миллионы еще гражданских предпринимателей и наемных работников частных компаний серьезно думают над вопросами: «Когда я должен отправиться в армию?» и «Как это лучше сделать?». И вопрос "Как?" их беспокоит не меньше «Когда?». Ведь многие военнообязанные не желают доверять свою дальнейшую судьбу славным ТЦК и СП, поэтому изучают альтернативные пути в армию. К тому же, сознательные украинцы стремятся быть максимально полезными в армии, поэтому хотят оказаться на том месте, где смогут максимально реализовать приобретенные за предыдущие годы навыки и опыт. Чтобы наконец стать в несколько раз эффективнее «солдат» эрефии. А еще есть множество желающих попасть в именно те подразделения, в которых защищают (или защищали) страну их родные и друзья.
Однако всем этим миллионам представителей бизнеса невероятно трудно повлиять на жребий в так называемом военкомате. Не пора ли внимательнее присмотреться к такому новшеству, как центр рекрутинга? Недавно они начали массово появляться в Украине. Их деятельность в определенной степени урегулирована постановлением Кабмина №564 от 16.05.2024 года. Практикой уже доказано, что надежнее пойти именно в рекрутинговый центр и таким образом реализовать свой военный замысел. Надо только не заблудиться, потому что и центры есть самые разные. Различаются они подчинением, охватом, уровнем квалификации персонала и даже стилем работы.
Наиболее разветвленной и репрезентативной является сеть центров рекрутинга украинской армии, функционирующих при ЦНАПах и подчинении Минобороны. Такие центры уже открылись в больших городах, и их количество продолжает расти. Имеются также рекрутинговые центры в отдельных составляющих сил обороны, например в Сухопутных войсках. Продолжают открываться центры рекрутинга непосредственно в военных бригадах. Существенным преимуществом последних является максимальная приближенность к работодателю. Стиль работы рекрутинговых центров тоже очень вариативный — от государственно-догматического до более или менее демократического (со знакомством с кандидатами в кафе и т.д.) или вообще до виртуального (с телефонными собеседованиями и дистанционными анкетированиями).
Еще один из альтернативных вариантов первого шага по дороге на фронт – воспользоваться сначала услугами популярных джоб-платформ. К примеру, платформы Lobby X, robota.ua и work.ua уже предлагают тысячи вакансий от сотен подразделений сил обороны. Поэтому можно сначала выбрать здесь приемлемые вакансии, а затем попытаться отправиться на них.
Нужно лишь четко понимать, что ни один из этих путей не обходит ТЦК. И именно здесь случается печальнее всего для рекрута — ТЦК может проигнорировать рекомендательное письмо (письменное согласие, отношение) от командира воинской части. Не отрицают наличие по крайней мере единичных подобных случаев и наши опытные респонденты из Lobby X, МОУ, Нацгвардии, военных бригад.
Представители опрошенных нами рекрутинговых центров уверяют, что более 90% кандидатов отношения срабатывают и люди оказываются на избранных должностях. А для контрактников процент еще выше. Однако даже 1% – это тоже судьбы людей. К сожалению, «ложные» решения в системе армейского комплектования время от времени принимаются.
Поэтому нужно повысить статус рекомендательных писем, и вообще лучше урегулировать процесс рекрутинга в армии, унормировать его, наверное, на законодательном уровне. Как говорят практики, нужно признать военный рекрутинг де-юре. Необходимо, чтобы соответствующие нормативно-правовые акты имелись в открытом доступе. Тогда потенциальные рекруты смогут лучше подготовиться к посещению центров рекрутинга.
Сейчас, к сожалению, рекрутинговый механизм в значительной степени регулируется закрытыми документами Генштаба.
Пока ключевые положения о рекрутинге не станут публичными, до тех пор у рекрутеров будет соблазн воспользоваться неосведомленностью добровольцев. Поэтому общественность стремится исправить эту ситуацию. Радикалы вообще предлагают убрать ТЦК из цепи рекрутинга, чтобы добровольцы все вопросы могли решать непосредственно с командованием избранной ими воинской части.
В то же время, рекрутинговым путем люди уже сейчас реально идут. Глава комитета Верховной Рады по национальной безопасности, обороне и разведке Александр Завитневич через СМИ информирует, что за май 2024 года доля мобилизованных через центры рекрутинга составляла 10-15% от общего количества мобилизованных.
В общем, добровольцев значительно больше, отмечают в МОУ. Заместитель министра обороны Наталья Калмыкова уверяет, что по состоянию на май текущего года соотношение пришедших в армию добровольцев и мобилизованных составляет 1 к 3.
«ТОП-100» надеется, что регуляторные проблемы военного рекрутинга будут быстро урегулированы и мотивированных рекрутов станет существенно больше. Надеемся также, что военные рекрутинговые центры будут так же быстро и эффективно овладевать лучшими практиками бизнес-HR-менеджмента.
А пока предлагаем рассмотреть опыт рекрутингового центра Третьей отдельной штурмовой бригады.
Тестовый режим
Даниил Коваль, руководитель киевского рекрутингового центра Третьей отдельной штурмовой бригады, младший сержант, рассказал о высокой посещаемости центра, адекватности и мотивированности кандидатов, типовых путях рекрутов в легендарную бригаду и об особых случаях найма.
У желающих присоединиться к украинскому войску есть два варианта начать общение с нашим рекрутинговым центром. По первому человек может посетить веб-сайт нашей бригады и заполнить там краткую анкету. После этого на связь с кандидатом выходит наш контакт-центр, вместе они согласовывают место и время для собеседования. По другому варианту достаточно узнать на нашем сайте адрес киевского рекрутингового центра (или днепровского, львовского или одесского) и в рабочие часы посетить нас.
Путей привлечения в ряды нашей бригады три. Можно «зайти» на тестовую неделю и опробовать себя в роли пехотинца, а уже после этого принимать решение. А можно пройти собеседование, сдать тесты по физической подготовке и сразу определиться по поводу следующих шагов. Далее добровольцы попадают в группы первичной подготовки, где их в течение 30 дней готовят инструкторы бригады. В настоящее время рекрутов оформляют через определенный ТЦК и СП. После завершения месячной подготовки кандидатов направляют в учебный центр. Там они проходят обучение продолжительностью от 35 до 70 дней и после этого возвращаются в нашу бригаду. Здесь они проходят боевое согласование в одном из подразделений бригады и только после этого могут попасть на передовую. Третьим путем продвигаются специалисты и люди с опытом военной службы. С такими кандидатами мы можем вступать в отношения сразу после собеседования. Отдельно функционирует школа операторов FPV-дронов. Здесь кандидаты проходят недельную летную подготовку, а затем приобщаются к пехотной подготовке. Лучшим операторам мы предлагаем вакансии в нашем подразделении БПЛА.
Отметим, что посетителей в киевском рекрутинговом центре сейчас немало. В один из дней, например, наш центр посетило 62 кандидата. Из них к дальнейшей подготовке мы привлекли 49 кандидатов. Еще несколько выдали рекомендательные письма для дальнейшего прохождения службы в нашей бригаде, потому что у них уже были повестки из ТЦК и СП, а нашу бригаду эти кандидаты устраивали. Три резюме оставили для дополнительного изучения. То есть, в целом кандидаты приходят в наш центр адекватные и мотивированные, а дополнительную подготовку бригада вместе с учебными центрами им обеспечит. Если кандидат идет в бригаду по контракту, то наше отношение на 100% сработает и рекрут окажется в Третьей штурмовой. А если он мобилизуется, то вероятность поменьше — до 90%. В учебных центрах иногда наблюдается нездоровая конкуренция, когда непорядочные субъекты могут шантажировать и переманивать неопытных кандидатов в другие воинские части.
Больше всего мы заинтересованы в поиске кандидатов на вакансии пехотинцев, механиков-водителей, медиков, водителей с категориями, пилотов БПЛА с налетом, а также айтовцев, токарей, фрезеровщиков, водителей-крановщиков и других. Для заинтересованных кандидатов любой гражданской профессии мы сможем предоставить достойное предложение. Потому что наша бригада — одна из самых больших в Силах обороны, и у нас всегда есть несколько сотен самых разных вакансий. К тому же мы всегда учитываем образование и профессию человека, его стремление.
Должен признать, у государства пока нет четкой мобилизационной политики по пополнению войска. Достаточно было расширить штаты уже имеющихся ТЦК и СП и доукомплектоваться специалистами по военному рекрутингу вместо того, чтобы создавать новые Центры рекрутинга украинской армии при ЦНАП. Ведь ТЦК тоже получают запросы от бригад, и они полностью владеют информацией о кадровых нуждах армии. Другой, не хуже, вариант был передать задание по комплектованию войск непосредственно бригадам. Хотя я предполагаю, что существующая вариативность в выборе лучшего пути в армию для определенной части гражданских людей может оказаться кстати.
Укажу еще две особенности текущего момента. В последнее время чаще стали обращаться к нам военнообязанные, уже получившие повестку от ТЦК. Иногда обращаются даже те, кто уже прошел ВЛК и находится в учебном центре. Я бы посоветовал таким кандидатам как можно раньше после получения повестки обращаться в наши рекрутинговые центры, тогда шансов попасть в Третью штурмовую будет гораздо больше. Подают свои кандидатуры в нашу бригаду и выпускники военных кафедр при вузах с офицерским званием. Если такой кандидат имеет востребованную профессию (например, он связщик) и имеет соответствующий опыт, то мы найдем для него достойное предложение. Но если он получал в вузе общевоенную подготовку и не успел получить соответствующий опыт, то назначать его командиром пехотного взвода или роты было бы нелогичным шагом с нашей стороны, мы не можем рисковать так своими бойцами. Потому вынуждены отказывать таким кандидатам.
Следите за обновлениями "ТОП-100"! В следующей публикации Ольга Бандривская, руководитель военного департамента Lobby X, презентует полный цикл рекрутинга в Сила обороны Украины, объясняет преимущества рекрутинга над призывом через ТЦК и СП, информирует о трендах в спросе на специалистов со стороны войск и о наиболее популярных у рекрутов вакансии, уверяет в действенности рекомендательных писем от воинских частей и убеждает в важности развития брендов бригад как важнейших работодателей военного времени.