- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Ритейлеры получат большое преимущество, если будут применять indoor-навигацию — EPAM
Спутниковая цифровая навигация в сочетании с цифровыми картами улиц произвела настоящую революцию в области геолокации и маршрутизации. Экономический эффект GPS оценивается минимум в 0,4% от ВВП, но в данный момент ее недостаточно. Сигналы, поступающие от спутников, пока не могут проникнуть сквозь крыши домов. Сегодня для определения местонахождения в помещениях могут использоваться Wi-Fi и базовые станции систем сотовой связи. Но к этим двум источникам могут добавиться радиомаяки (beacon), системы светодиодного освещения, источники сверхширокополосных сигналов (ultra-wide broadband, UWB) и магнитные поля.
Согласно данным Deloitte ТМТ Predictions 2017, системы навигации в помещениях будут активно распространяться в мире и к 2022 году на них придется около четверти всей навигации. Как это может повлиять на рынок и бизнес?
Это только одна из тенденций. Когда мы говорим про indoor-навигацию, это не значит, что она будет развиваться отдельно от других трендов. Искусственный интеллект и 5G нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Ценность новых технологических решений мультиплицируется с привлечением дополнительных компонентов. Если у вас будет indoor-решение, у вас будет и дата-обработка. Спутниковые системы не созданы для обнаружения людей в комнатах. Для этого нужно специальные антенны и широкополосные спектры, но даже с ними понять, что делает человек пока сложно. Поэтому угроз приватности в ближайшие несколько лет не будет.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПрименение indoor-навигации будет главным образом направлено на бизнес. Вспомните, GPS стал активно использоваться после того, как появились коммерческие приложения, навигационные карты. Поэтому этот рост, который вы прогнозируете, будет создаваться бизнесом. И это в первую очередь коммерческие приложения, такие как e-commerce и рекламные решения, таргетированная реклама. Представьте, вы идете по ТРЦ и получаете сообщения о специальных предложениях этого магазина. Мы еще недооцениваем этот рынок, но модель очень понятная и простая — донести информацию до покупателя в то время, когда она ему нужна. Особенно в этом заинтересованы модные бренды.
Еще одно коммерческое применение indoor-навигации — логистика для складов. Проблема найти что-то на огромном складе сейчас решается навигационными маршрутами, но вы все равно должны знать в каждую секунду, что и где лежит, и где находятся люди. Indoor-навигации в больших производственных помещениях — это отдельный класс. Amazon на своих складах уже использует такое решение. Рынок ждет, когда придет компания, которая представит хорошее, апробированное решение.
То есть, можно сказать, что развитие indoor-навигации будет идти как одно из направлений Internet of Things?
Все датчики и компоненты в indoor-навигации — это неотъемлемая часть IoT, туда же подвязываются коммуникации — датчики ничего не будут значить, если не будет нормальной коммуникации. Мы привыкли, что во всех общественных местах есть Wi-fi, но он не очень хорошо приспособлен к работе в закрытых помещениях. Поэтому другие технологии, которые входят в комплекс indoor-навигации, например сверхширокополосный диапазон, будут работать над построением коммуникации, которая при этом будет безопасна для людей. Wi-fi для этой технологии не подходит, нужны другие щадящие решения. Один из таких вариантов — UWB (Ultra-Wide Band, сверхширокая полоса), который переносит информацию по гораздо более широкому спектру, чем стандартные решения, и для помещений намного выгоднее. Они могут решать несколько задач — обеспечивать позиционирование и коммуникацию, безопасную сеть и большую пропускную способность для подключения датчиков IoT. Сама indoor-навигация не нужна, если у нее нет добавленной стоимости.
В Украине существует пилотное решение, которое компания "Ашан" запустила на базе Bluetooth и beacon. Но в нем есть и недостаток. Если у человека в телефоне выключен Bluetooth, то технология не работает. Будет ли у indoor-навигации система, которая у большинства пользователей включена по умолчанию, как например GPS?
Apple и Google продвигают beacon-технологию, потому что она уже готова. Вы покупаете датчики и пишете стандартные приложения для телефонов. То, что у вас выключен Bluetooth и включен GPS, говорит о том, что вы не знаете, на что тратит энергию ваш телефон. Bluetooth 4 протокола, тратит энергии намного меньше, чем Wi-fi и GPS. Bluetooth по умолчанию включен у большинства смартфонов, потому что это стандартный протокол для коммуникации с IoT, например с часами. Поэтому последние версии Bluetooth низкоэнергетические. Чтобы indoor-навигация работала, канал должен потреблять мало энергетических резервов. И почти все IoT построены именно на Bluetooth. Wi-fi используют для обновлений, для больших потоков данных. С точки зрения коммуникации, indoor-навигация и IoT с Bluetooth будут хорошо работать.
Лидер направления цифрового опыта "Делойт" Дмитрий Баценко и глава EPAM Украина Юрий Антонюк
По Вашему мнению, Bluetooth будет дальше развиваться или появится новая технология?
Я считаю, что будут появляться новые стандарты. Уже сейчас Bluetooth 4.0 значительно отличается от первого протокола. Новые стандарты — это широкополосное излучение. Но в ближайшие несколько лет низко энергоэффективный Bluetooth для IoT будет лучше всего. Он не использует много энергии основного устройства, при этом его пропускная способность достаточная, чтобы обмениваться нешироким потоком информации. Также новая технология будет касаться и мобильных сетей, поскольку 5G очень перекликается с широкополосным доступом и многочастотной модуляцией, особенно если операторы еще улучшат пропускную способность в помещениях. Поэтому мне кажется, Wi-fi будет отмирать.
Какие проекты Ваша компания реализует в рамках RND-направления?
В первую очередь — это решения для e-commerce. Наши клиенты, владельцы магазинов или брендов получают доступ к мобильному номеру потенциального пользователя в реальном времени. Закрывается цепочка. Если у вас есть физический магазин, всегда происходит разрыв. В интернете покупатели выбирают модели, приходят в магазин, а товара такого нет. И этот разрыв между онлайн и офлайн должен быть закрыт. Во-первых, в магазинах устанавливаются цифровые киоски, на которых вы можете еще раз убедиться в наличии товара на сайте и тогда продавец не сможет сказать, что ничего не знает по этому поводу. Там же вы можете посмотреть товар, которого нет на прилавке. Если таких киосков в магазине нет, вы можете авторизоваться, например через телефон по Bluetooth, сделать покупку и идти домой. Товар вам привезут.
Дополнительно к этому мы реализуем решение, которое позволяет установить контакт с покупателем, который не шел целенаправленно в магазин. Вы его "пикапаете" и, имея историю по этому пользователю, посылаете таргетированную рекламу. И как раз beaconс — самое простое решение, через которое вы можете организовать недостающий канал связи с конечным клиентом, который не пришел к вам сам.
Второе решение мы сделали для складов. Один из наших клиентов — самая крупная сеть магазинов Канады имеет 7,5 тыс. точек. Их проблема состоит в том, чтобы организовать логистику на складе для хранения требуемого количества ассортимента. Огромные склады должны быть роботизированы, indoor-навигация для них неизбежна. Мы предлагаем решение, основанное на использовании дронов и перемещающихся роботов. Также сейчас актуален контроль запасов и безопасность людей в больших помещениях. Разрабатывается ряд решений по безопасности.
Решение для складов — это только программная часть или аппаратная тоже?
Вы знаете, что мир меняется чуть ли не каждую минуту. Компании, которые занимались "железом" начали разрабатывать программы, а те, кто занимался софтом, как мы, вынуждены интегрироваться с "железом". Вы не можете заниматься IoT, не интегрировавшись с аппаратной частью. Клиент не хочет покупать кусочек чего-то, он хочет, чтобы вы решили его проблему. А проблему можно решить, только когда вы полностью закрываете весь цикл. Например, у нас есть целое направление, которое занимается беспилотными автомобилями. У нас есть парк, в котором все решения тестируются, потому что беспилотный автомобиль, не соединенный с остальными машинами, абсолютно бесполезен.
В складских помещениях решения построены на позиционировании и картах, которые заложены в роботах. На складах проще построить позиционирование, потому что маршруты известны, должны быть установлены только датчики, которые отслеживают роботов. Когда пользователя нужно найти, для мобильных телефонов применяются Beacon.
Несколько лет назад были большие прогнозы о применении технологии RFID меток иNFC в ритейле, но почему-то почти ничего не произошло. Почему, как Вы думаете?
Есть очень много альтернативных решений, например QR-коды — в Японии они есть везде. Это фактически заменитель RFID и NFC. В самой метке нет ничего сверхъестественного. Есть компании, которые используют это, чтобы контролировать сотрудников.
Что касается NFC, то она хороша, как платежная система, но она не касается indoor-навигации. Решения есть, но они обходятся без этих технологий. Если ритейлеры будут их применять, они получат большое преимущество перед конкурентами.
RFID метки используются в лыжном спорте для экстренных ситуаций — если человек попал под завал, по метке его можно быстро найти. Но по другим направлениям я никаких преимуществ не вижу.
Может ли дальнейшее развитие систем безопасности в ритейле, в частности, маячков на товарах, привести к их использованию для indoor-навигации?
Эти маячки — пассивные, они срабатывают только тогда, когда человек проходит через рамку. Они могут быть полезны только если все будет построено на сверхширокополосном диапазоне, который сможет их обнаруживать и обрабатывать. Но возникают вопросы, где должен быть маячок, чтобы быть эффективным. Допустим на человеке, но тогда должна быть система, которая его найдет. С другой стороны, структура организма человека сильно отличается от каких-либо других объектов, соответственно, и излучение отражается по-другому. Думаю, маячки могут быть полезны в сложных ситуациях, например, при пожарах или завалах.
Много было исследований, которые говорили о том, что при отражении Wi-fi-сигнала можно идентифицировать объекты и человека. Возможна ли в будущем ситуация, при которой обновленные прошивки к роутеру позволят идентифицировать людей в помещении?
Нет, такого быть не может. Существующие Wi-fi- системы — узкополосные решения. Их диапазон 2Ггц, 2.4Ггц и сигналы сосредоточены вокруг этих частот. А для того, чтобы обнаруживать объекты, вам нужен более широкий частотный диапазон, спектр. Чтобы обнаружить вас как объект, волна должна быть достаточно короткой. Она должна быть сосредоточена в определенном пространстве и времени. Wi-fi работает беспрерывно, а для того, чтобы обнаружить, он должен работать короткими импульсами, тогда спектр шире. Но если роутер не предоставляет такой спектр, то и прошивка не поможет. Сегодня существуют другие решения, например, те, которые позволяют обнаруживать террористов, через Wi-fi излучение.
Есть аналоги Wi-Fi, например, световое излучение. Оно ничем не хуже и более безопасно. Но у нас пока эти диоды используются очень мало.
Чего именно Вам не хватает сейчас в indoor-навигации?
Мне не хватает решений, о которых я говорил. Заходишь в любой ТРЦ и приходится круги наматывать, чтобы что-то найти, было бы гораздо лучше, если бы можно было ориентироваться по смартфону. Еще нам не хватает IoT-решений, которые могли бы взаимодействовать через часы, через очки. Мы немного за пределами технологий, которые развиваются в мире. Если бы наш бизнес был больше нацелен на использование новых технологий, это был бы сильный дифференциатор. Конечно, это требует больших финансовых вложений. Но сегодняшний ТРЦ дифференциатор — это детские площадки. Beacon дешевая технология, она стоит около $10-20, программные решения тоже достаточно дешевые, поскольку они не разрабатываются индивидуально. Но, к сожалению, те, кто строит сегодня ТРЦ в Украине, на мой взгляд, не имеют видения. Мы не работаем с украинским бизнесом — наши продукты для него слишком дорогие.