НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Почему спорт в Украине так и не стал бизнесом

Футбол — это не только спорт, но и бизнес. На игре, которую любят миллионы, ежегодно зарабатывают миллиарды долларов. Но у нас все не так: футбол является игрушкой в руках украинских олигархов. Хотят — играют, хотят — бросают. Почему наш спорт так и не научился приносить деньги, разбирался "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины"

Мир научился зарабатывать на спорте еще в середине прошлого века. Как и хлеб, зрелища могут приносить немалые доходы. Чем больше фанатов у того либо иного вида спорта, тем легче его монетизировать. За билеты на соревнования, трансляцию на телевидении, рекламу на футболках компании готовы платить огромные деньги. Так, по данным Международного олимпийского комитета, доходы от спортивных соревнований за 2014 год составляли более $20 млрд. Значительную их часть получил спорт №1 в мире — футбол.

Компания Deloitte Touche Tohmatsu ежегодно публикует отчет Football Money League. Согласно документу, в сезоне 2014/2015 двадцать самых доходных футбольных клубов мира заработали в сумме $6,6 млрд. Для сравнения, это больше четверти госбюджета Украины на 2016 год. Доходы от продажи прав на трансляцию и коммерческой рекламы на ТВ двадцати крупнейших клубов составили $2 млрд.

Но в Украине все не так. Спорт, и футбол в частности, в нашей стране является дотационным. В большинстве случаев футбольные клубы не способны генерировать денежный поток и являются лишь игрушкой в руках олигархов. Дорогой игрушкой. Олигархи как бы меряются между собой, у кого клуб круче.

Но с учетом того, что большая часть расходов привязана к твердым валютам, "играть в спорт" становится все менее интересно.

Так, в 2015 году финансирования лишились такие большие футбольные клубы, как харьковский "Металлист" (сбежавший Сергей Курченко практически полностью прекратил оплачивать счета клуба), днепропетровский "Днепр" (Игорь Коломойский и ранее не был большим фанатом футбола, а с 2014 года он решил резко сократить финансирование команды), закарпатская "Говерла" (собственником которой является Нестор Шуфрич), одесский "Черноморец" (президент клуба — Леонид Климов), полтавская "Ворскла" (принадлежит компании Константина Жеваго). А "Металлург", Донецк (ранее финансировался группой ИСД) и "Кривбасс", Кривой Рог, и вовсе прекратили свое существование. Многие клубы имеют задолженность перед персоналом и игроками, что сулит им большими штрафами и даже возможностью исключения из всех соревнований. В результате собрать даже 12 команд на следующий сезон будет нелегкой задачей.

Но нежелание собственников финансировать свои клубы — это лишь вершина айсберга. Проблема украинского футбола глубже: мы так и не научились зарабатывать на спорте. Нет, у клубов есть доходы, но они значительно меньше аппетитов. Во всем мире основными статьями доходов футбольных (и не только) клубов являются продажа прав на трансляцию, реализация билетов и атрибутики, взносы спонсоров и реклама, доходы от трансферов и призовые за участие в турнирах. Тратят клубы деньги на зарплату футболистам и персоналу, трансферы и инфраструктуру.

Но если по расходам мы пытаемся равняться на европейских грандов, то доходная часть у нас в разы меньше. И тут платежеспособность населения играет очень важную роль. Если за матч "Челси" фанат готов выложить около 150 фунтов, то средний билет в Украине стоит менее 100 грн. То же самое с доходами от продажи атрибутики. В Украине на этом особенно не заработаешь (а многие даже не пытаются).

Умеют ли украинские клубы зарабатывать на рекламе? Пожалуй, тоже нет. В 90% случаев на футболках игроков будет логотип бренда собственника клуба (у "Шахтера" это СКМ, у "Динамо" был Надра Банк, у Металлиста" — ВЕТЭК, у "Днепра" — "Биола"). Суммы подобных вливаний акционера, как правило, не разглашаются.

Остаются права на трансляцию, призовые и трансферы. Рассчитывать на первых два пункта могут лишь клубы, участвующие в еврокубках (там эти доходы выплачиваются в валюте). Так, за осеннюю часть сезона доходы от участия в еврокубках у "Динамо" составили 24 млн евро, у "Шахтера" — 16 млн евро, у "Днепра" — 3,24 млн евро, у "Зари" — 0,23 млн евро, у "Ворсклы" — 0,22 млн евро.

И наконец, доходами от трансферов могут похвастать немногие. Хотя нужно отметить, что после массированных закупок в прошлые годы на протяжении двух последних лет клубы в основном занимаются распродажей.

[graph_786]

А вот с отчетностью у клубов и вовсе чудеса. В украинском футболе постоянно всплывают скандалы с серой бухгалтерией. Очень часто (как и в других сферах деятельности) в контракте футболиста стоит одна сумма, а на самом деле он получает в разы больше (доплата идет через офшорные компании). Желая удержать высококлассных легионеров, клубам приходится платить им зарплаты не меньше, чем в Италии или Германии. Однако позволить себе этого они не могут, поэтому доплачивает собственник из своего офшорного кошелька.

В итоге мы получаем большие амбиции при низких возможностях. Без олигархов и смены модели финансирования украинский футбол и вовсе может прекратить существование. Без роста доходов населения любая сфера развлечений будет ограничена потолком платежеспособности. И спорт не исключение. А значит, нужно научиться жить по счетам и начинать использовать другие традиционные источники доходов. Например, не очень богатый голландский "Аякс" зарабатывает на своей академии: клуб взращивает молодые таланты, которые потом продает европейским грандам. К сожалению, менеджмент многих украинских клубов к таким радикальным изменениям еще не готов.

[graph_784]

Заработать на траве

Помимо самого спорта, в Украине также зарабатывают на инфраструктуре. И если "Донбасс Арена" сейчас находится в зоне АТО, то НСК "Олимпийский" и "Арена Львов" еще могут генерировать небольшой доход. Как правило, это доход от сдачи в аренду спортивных сооружений как для профильных ("Динамо" оплачивает аренду НСК "Олимпийский", а "Шахтер" — "Арена Львов"), так и для непрофильных мероприятий (концерты, конференции, форумы). Но при падающей экономике заработать на второй составляющей становится сложнее. При этом доходный кейтеринг наши арены чаще всего отдают внешним подрядчикам.

[graph_785]