Второй старт. Air Ocean Airlines после неудачного запуска в Украине готовится возобновить работу. Но не факт, что для украинцев

Второй старт. Air Ocean Airlines после неудачного запуска в Украине готовится возобновить работу. Но не факт, что для украинцев
Кавер к публикации: Татьяна Кравченко/Delo.ua

В конце марта 2022 года украинская авиакомпания Air Ocean Airlines, свернувшая  в январе все свои полеты, готовится к возобновлению рейсов. В самой компании не торопятся рассказывать, куда будут доставлять пассажиров, но на рынке предполагают, что украинцев среди них не будет. 

Air Ocean Airline — последний новичок на украинском рынке авиаперевозок, сумевший отличиться на нем меньше чем за три месяца работы. 30 октября 2021 года без какой-либо информационной шумихи и предварительных маркетинговых активностей авиакомпания провела свой первый рейс по маршруту "Киев — Николаев". Впрочем, помимо обычных пассажиров на нем летели также некоторые депутаты из партии “Слуга Народа” — Давид Арахамия, Елена Мошенец, Андрей Мотовиловец и представитель Кабмина в Верховной Раде Тарас Мельничук, пиарившие нового авиаперевозчика еще какое-то время после запуска.

Давид Арахамия — один из пассажиров первого рейса Air Ocean Airline из Киева в Николаев. Фото: сайт партии «Слуга народа»

Пиарили неспроста — во-первых, компания заявила, что основной фокус будет делать на внутреннем рынке, который всегда считался в Украине нерентабельным. Во-вторых, летать будет на самолетах "Антонова", чего не делала еще ни одна коммерческая авиакомпания за все время независимости Украины. 

На протяжении ноября Air Ocean Airline анонсировала и запустила 8 регулярных рейсов и уже в декабре загрузка их самолетов составляла порядка 80%. Но в январе все внезапно изменилось — компания заявила о прекращении всех полетов. Как минимум, до марта 2022 года. 

До него осталось совсем чуть-чуть, поэтому Delo.ua выяснило, чего пассажирам ждать от Air Ocean Airline в сезон весенне-летней навигации 2022 года, почему в январе компания резко свернула всю летную программу, куда она намерена двигаться дальше и сколько будут стоить ее авиабилеты. 

Откуда взялась Air Ocean Airline 

Исполнительный директор Air Ocean Вячеслав Герига на авиационном рынке – человек не новый. В свое время он работал пилотом в компании “Аэросвит”, а после и в других авиакомпаниях. 

“На авиарынке я работаю давно — примерно с 2006 года. С генеральным директором Air Ocean Airline Николаем Мельниченко я знаком еще с “Аэросвит”, где мы оба работали пилотами. А вот у собственника компании авиационный бэкграунд небольшой и он человек совсем непубличный”, — рассказал Герига. 

По информации СМИ, собственник компании — украинский предприниматель Роман Трофимчук, владеющий транспортной компанией "РТС Плюс", которая специализируется на перевозке негабаритных грузов. Поэтому не удивительно, что сперва будущая Air Ocean задумывалась как грузоперевозчик. Но позже собственник узнал об идее Владимира Зеленского создать авиакомпанию, которая будет летать на отечественных “Ан”. И загорелся ею не меньше президента.

“Еще в “Аэросвите” я познакомился с “Ан-148” и я помню, насколько были воодушевлены пилоты, которые летали на нем. А тут совпало — мы хотели авиакомпанию, а Зеленский озвучил мысль, что Украине нужна авиакомпания, летающая на отечественных самолетах. Так мы поняли, что нужно создавать компанию для пассажирских перевозок”, — вспоминает коммерческий директор Air Ocean Airline.

Вячеслав Герига
Вячеслав Герига Исполнительный директор Air Ocean Airline

Он объясняет — от концепта создавать компанию по типу SkyUp и Bees Airline создатели “Океанов” отказались сразу, поскольку сегмент, в котором летают эти перевозчики, фактически, набит до отказа. Соответственно, конкурировать будет сложно. Но в направлении регулярных перевозок по Украине места хоть отбавляй. 

“Мы не хотели быть такими, как SkyUp и пр. То есть, открывать рейсы только тогда, когда спрос есть, и закрывать, когда он падает. Мы хотели летать по Украине регулярно. Чтобы рейсов не через Киев, а например “Запорожье — Одесса”, было больше. Чтобы пассажиры заново привыкли пользоваться авиатранспортом”, – вспоминает Вячеслав Герига. 

Запустилась авиакомпания на двух 10-летних региональных самолетах “Ан-148” и "Ан-158". По словам авиационного эксперта, руководителя института менеджмента и стратегий Богдана Долинце, до того, как попасть в Air Ocean Airline, эти борта были в лизинге у российской авиакомпании «Ангара», а произвели их отнюдь не в Украине, а на заводе в российском Воронеже. Поэтому на рынке не исключают, что в Украину они попали для техобслуживания. 

“Авторский надзор должен осуществлять завод-проектант — украинский “Антонов”. Но российские авиакомпании у нас под санкциями. А значит, продлить ресурс бортов в составе “Ангары” невозможно. Поэтому поговаривали, что эти борта вывели из состава российской авиакомпании, чтобы пройти ТО в составе украинской. Но я в эту версию верю не особо, ведь техобслуживание таким замысловатым способом стоило бы очень дорого”. 

Богдан Долинце
Богдан Долинце Авиационный эксперт, руководитель института менеджмента и стратегий

С ним соглашается и эксперт по авиации и инфраструктуре Кирилл Новиков. Но по его словам, привезти в Украину российские самолеты, зарегистрировать их на украинское ООО, чтобы продлить срок эксплуатации, “Ангаре” не позволили бы, как минимум, в СНБО. Ведь они все равно находятся в лизинге у российской авиакомпании. А собственник по документам - кипрский оффшор.

Тем не менее, в ноябре 2021 года Air Ocean Airline на двух российских самолетах “Ан-148” запустила регулярные рейсы не только из Киева в Николаев, но и “Киев — Запорожье”, “Киев — Харьков”, “Запорожье — Львов” и “Харьков — Львов”. При этом, из Киева на Львов и Запорожье рейсы летали ежедневно. А со Львова на Запорожье и из Киева в Харьков — 2 раза в неделю.

По словам Вячеслава Гериги, уже в декабре на рейсах были довольно неплохие загрузки – не менее 80% борта. А ценовая политика — такой же, как и большинства компаний, которые только начинают полеты. То есть, действовали промо-тарифы: минимальный билет стоит в пределах 1300 гривен. 

“Когда компания заходит на рынок, она ставит низкие цены, даже ниже себестоимости, но потом цена выравнивается до рыночной. Кроме того, чем больше самолет летает, тем дешевле выходит летный час. Конечно, себестоимость у нас была выше тогдашней стоимости билета. Но мы рассчитывали вскоре это сбалансировать”, — рассказывает Вячеслав Герига. 

По словам коммерческого директора Air Ocean Airline, следующим шагом в планах у Air Ocean Airline были ближнемагистральные рейсы в ближнее зарубежье, поскольку технические характеристики эксплуатируемых авиакомпанией самолетов позволяли с комфортом осуществлять рейсы длительностью до 4 часов. Однако после продуктивного декабря у компании начались сложности.

Что у Air Ocean Airline пошло не так 

14 января Air Ocean Airlines начала уведомлять пассажиров об отмене рейсов, а на следующий день, 15 января, буквально за день официально объявила об остановке всех полетов. А пассажиров, купивших билеты на рейсы в этот день и на более поздние даты, ждал неприятный сюрприз — компания не сразу вышла на коммуникацию, чтобы объяснить, что происходит. Более того, контактный номер телефона в офисе Air Ocean Airlines был выключен, а на электронные письма никто не отвечал. 

Несколько дней спустя компания все же вышла с официальным сообщением, о том, что временно приостанавливает все рейсы и обещанием вернуть пассажирам деньги за билеты. Кому-то вернули, кому-то нет. А возобновлении рейсов в Air Ocean Airlines говорят осторожно — если это и случится, то не ранее марта 2022 года. То есть, с началом весенне-летней навигации. 

По словам Вячеслава Гериги, причиной приостановки полетов стало то, что начала Air Ocean Airlines в очень неудачное время: во-первых, из-за зимней навигации — периода низкого спроса, во-вторых — из-за того, что обещанные два “Ан-148” авиакомпания получила с задержкой, в третьих — потому, что компания не смогла осуществить развитие флота, на которое рассчитывала.

“Самолет имеет четкие сроки технического обслуживания, их нужно четко придерживаться. Поэтому, чтобы избежать каких-то технических моментов при эксплуатации, мы решили использовать зимнее время для регламентного ТО. Но из-за того, что третий и четвертый самолеты, на которые мы рассчитывали, к нам так и не прибыли, пришлось остановить полностью всю летную программу”, — объясняет Герига. 

Кирилл Новиков объясняет – ничего удивительного в таком раскладе нет, ведь стартовать с двумя самолетами — очень рискованно. С одной стороны, по авиационным правилам это тот минимум бортов, который необходим, чтобы получить лицензию и начать полеты. С другой стороны, если с первым бортом что-то случится, второй может банально не “вытянуть” полетный план. 

Новиков приводит в пример 2018 год, когда в Украине одновременно стартовали несколько авиакомпаний с флотом в 2 самолета, ориентированные на чартерные рейсы. Но из-за поломки одного или двух бортов, вся чартерная программа у многих буквально “посыпалась”.

“Знаю, Air Ocean Airlines планировали получить еще два самолета. Однако из-за наших разногласий в Россией, решение этого вопроса затянулось. Кроме того, насколько мне известно, у Air Ocean Airlines начались разногласия с собственником бортов — лизинговой компанией”, — объясняет Новиков.

Помимо этого, прекращение полетов Air Ocean Airlines совпало с январскими снегопадами. А многие украинские аэропорты, куда летали “Океаны”, до сих пор не оборудованы спецтехникой, чтобы поддерживать взлетную полосу в нужном для снежной зимы состоянии. Ради пары рейсов в неделю аэропорту тратится на нее совсем невыгодно.

По словам Кирилла Новикова, усугубило ситуацию также то, что компания очень плохо коммуницировала с пассажирами, когда началась отмена рейсов — далеко не сразу дала официальные комментарии и первое время попросту отмалчивалась. 

“Если в марте они возобновят свои рейсы, то спасти для них ситуацию сможет только правильная коммуникация —  они расскажут, кто они, покажут своих топов и собственников, начнут полноценно урегулировать вопросы с пассажирами. Ведь даже “МоторСич”, работающая на рынке внутренних перевозок порядка 8 лет, сегодня коммуницирует лучше, чем Air Ocean Airlines”, — уверен Кирилл Новиков.

По его словам, помимо перечисленного, компания просчиталась и с позиционированием – внутренние рейсы никогда не были в Украине рентабельными. Впрочем, на рынке допускают, что “Океаны” создавались вовсе не для этого. 

Air Ocean Airline — перевозчик на экспорт или для продажи в государственную авиакомпанию

Создание авиакомпаний под нужды других стран, где пассажиропоток есть, но средств или же возможностей создавать свои авиакомпании нет — распространенная практика в Украине, начиная с 2008 года. Один из примеров — Иран. Из-за многолетних санкций США в этой стране катастрофически не хватает самолетов. 

“Украина  в середине нулевых была чуть ли не оазисом для иранских инвесторов. И два предпринимателя — ливанец Родриго Мерхеж, известный на украинском рынке по компаниям  UM Air, “Браво”, “Буковина”, и грек Сергей Томчани, запустивший авиакомпанию “Хорс”, создавали авиакомпании специально под иранский рынок. И когда из-за санкций закрывали очередную их авиакомпанию, предприниматели просто создавали новую”, 

Александр Ланецкий Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support

По словам Александра Ланецкого, по такому же принципу в Украине создавали авиакомпании и для африканских стран. Например, Алексей Янчук, известный на украинском рынке как собственник авиакомпании Yanair. Вячеслав Герига также знаком с этой бизнес-моделью. По его словам, до Air Ocean Airline он работал в украинской авиакомпании, которая у нас не была особо известна, поскольку летала только заграницей.

Помимо “авиакомпании на экспорт” на рынке озвучивают и другое предположение: Air Ocean Airline могли создавать специально для продажи в Ukrainian National Airlines (UNA) — государственную авиакомпанию, о необходимости создания которой уже два года говорит президент Украины Владимир Зеленский.

По словам Богдана Долинце, аргументом в этом случае может быть то, что во флоте UNA, если исходить из заявлений Офиса президента, будут не только Airbus, но и, возможно, самолеты “АН”. При этом, нужно учитывать, что на создание авиакомпании с нуля требуется в лучшем случае от 1 до 2 лет, ведь только сертификация в Госавиаслужбе занимает минимум полтора года. Но Владимир Зеленский заявил, что первые полеты Ukrainian National Airlines совершит уже этим летом. А это возможно только в том случае, если авиакомпания выкупит кого-то из действующих частных перевозчиков.  

Долинце объясняет — в декабре прошлого года Владимир Зеленский подписал закон о внесении изменений в госбюджет на 2022 год, которым среди прочего выделяется 500 млн грн на формирование уставного капитала национального авиаперевозчика. И в последующие два года на него планируют потратить еще как минимум 150 млн евро.

“Но помимо сумм этот закон содержал еще один любопытный пункт — средства могут быть потрачены не только на создание UNA, но на возможность покупки доли в уже существующей коммерческой авиакомпании. Поэтому я допускаю, что Air Ocean Airline создавали специально для этого — чтобы потом продать”, — полагает Долинце.

МАУ как вариант покупки, с учетом ее плачевного положения на рынке из-за долгов, отпадает, а вот небольшая частная авиакомпания подходит вполне.

“Знаю, что велись переговоры о покупке со SkyUp и Bees Airline. Их рыночная стоимость примерно соответствует тем бюджетам, которых требует запуск UNA”

Богдан Долинце Авиационный эксперт, руководитель института менеджмента и стратегий

С тем, что Air Ocean Airline могли создавать для продажи госавиаперевозчику соглашается и Александр Ланецкий. Однако, по его мнению, можно допускать, что компанию создавали одновременно по двум причинам — в идеале продать госавиакомпании. А если не получится, то зарабатывать в дальнейшем на авиаперевозках в странах Ближнего Востока или Африки. 

Куда и зачем Air Ocean Airline полетит весной

По словам исполнительного директора Air Ocean Airline, дальнейшая бизнес-модель компании и принцип распределения рейсов пока под вопросом — и из-за пандемии, и из-за геополитической ситуации. Поэтому перевозчик окончательно определится со своими планами ближе к началу сезона летней навигации — в конце марта 2022 года.      

“Будем смотреть, исходя из реалий. Но наше изначальное кредо не изменилось — мы хотим, чтобы эти самолеты побывали везде, чтобы люди везде их увидели, чтобы знали, что Украина умеет строить и проектировать самолеты”, — рассказывает Delo.ua Вечеслав Герига.

Также он оптимистично настроен по отношению к расширению флота — сейчас в компании ждут свой третий самолет. А с появлением четвертого Air Ocean Airline, по его словам, будет возобновлять регулярные рейсы по Украине. И снова не только через Киев. 

Впрочем, на рынке в этом очень сомневаются. Во-первых, из-за того, что емкость внутреннего рынка авиаперевозок в Украине очень небольшая — не более 10% от всех рейсов. И нам уже летает несколько авиакомпаний,  конкурировать с которыми в ценовом плане будет невозможно. Они могут себе позволить продавать билеты на внутренних рейсах ниже их себестоимости в $80-100, так как разницу покрывают и зарабатывают на международных. А у Air Ocean Airline такой возможности нет. Во-вторых, из-за особенностей бортов, которые эксплуатирует Air Ocean Airline.

“Ан-148 – самолет, безусловно, хороший. Но в нем всего 85 мест. Поэтому летать на таких самолетах на внутренних рейсах – все равно, что жечь пачками деньги в печке. Ведь чтобы не быть убыточными, билет из Харькова в Одессу должен стоить $500. А у нас даже за 100 самолет летит полупустой”, – объясняет Александр Ланецкий.

Вряд ли летать в Украине Air Ocean Airline сможет и в составе государственной UNA. Во-первых, из-за “российского следа” самолетов первой. Во-вторых, из-за того, что экономика “Океанов” на деле показала себя нерентабельной и неэффективной. 

“Я допускаю, что украинская история этой авиакомпании закончена, но я бы не списывал их со счетов. Возможно, они найдут свою нишу. Например, та же Африка. Ведь свой минимум, чтобы получить разрешение для полетов на международном рынке, они уже отлетали”, — полагает Александр Ланецкий.

На международном – европейском, рынке Air Ocean Airline также не смогут летать, ведь ее “Ан-148” не сертифицированы “Европейским агентством по безопасности авиации”. Остается либо Африка, либо Ближний Восток. Последнее более вероятно с учетом того, что в декабре компания получила предварительное разрешение на полеты в Стамбул и Иорданию.

“Я бы их не хоронил раньше времени. Ведь эта схема — получить у русских самолеты, восстановить их на “Антонове” и попытаться летать, казалась вообще невозможной. Я их уважаю хотя бы за это”,  — полагает Александр Ланецкий. 

Другие опрошенные Delo.ua эксперты уверены – если Air Ocean Airline намерена возобновить полеты уже этой весной, пересматривать свою бизнес-модель надо было бы еще вчера. Ведь без смены бизнес-модели этому авиаперевозчику на рынке не выжить — компания не сможет приносить прибыль, если будет летать только один лётный сезон в году.