Депутаты начали снижать акцизы на подержанные легковые авто

Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено на автомобили с объемом цилиндра двигателя 1-1,5 л: их предлагается соответственно снизить в 21,7 раза и почти 28 раз — до 0,063 евро за 1 куб. см объема двигателя

Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект, которым временно, до 31 декабря 2017 года, ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили снижаются от 2 до 28 раз, в частности с целью минимизации использования схем "временного ввоза" для уклонения от уплаты налогов.

За соответствующее решение на заседании во вторник проголосовали 226 народных депутатов.

"В Украине налоговая нагрузка на новые автомобили составляет 47%, а на подержанные — 170%, т.е. акцизы непропорционально высокие", — подчеркнула нардеп Татьяна Острикова (фракция "Самопомич").

Как сообщалось, в пояснительной записке к законопроекту №3251, авторами которого являются около 100 народных депутатов, отмечалось, что на фоне девальвации национальной валюты и падения покупательной способности населения значительно снизились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест как в производстве, так и в продажах авто и снижению поступлений в бюджет.

"Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а подержанные импортные — из-за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной", — отмечается в пояснительной записке.

В этих условиях граждане, особенно в приграничных областях, покупают авто в Европе и используют их в Украине без уплаты налогов. В частности, широко распространены схемы временного ввоза нерезидентами и использования авто в таможенном режиме транзита.

В документе напоминалось, что в Украине с начала года действует стандарт Евро5 (т.е. ввозиться из Европы могут автомобили не старше 2009 года выпуска).

Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено на автомобили с объемом цилиндра двигателя 1-1,5 л: их предлагается соответственно снизить в 21,7 раза и почти 28 раз — до EUR 0,063 за 1 куб. см объема двигателя.

По информации ГФС, в 2014 году с целью транзита в Украину перемещено 61,5 тыс. ед. По оценке авторов, за счет этого в госбюджет поступит около 300 млн грн в виде налоговых поступлений. По разным оценкам, первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут до 20 тыс. ед., при этом средний возраст их не будет превышать восемь лет, т.к. автомобили стандарта Евро5 в Европе выпускаются с 2008 года.

Между тем, как отмечают эксперты отрасли, высокие ставки акцизного сбора были практически единственным барьером, препятствующим массовому ввозу в Украину подержанных легковых автомобилей.

По расчетам аналитиков AUTO-Consulting, с принятием законопроекта растаможка б/у автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро.

"С принятием такого закона Украина подорвет рынок новых автомобилей, который и так уже обвалился в разы за последние годы. Выдержать наплыв б/у автомобилей смогут лишь считанные единицы автодилеров, остальным придется перепрофилировать свой бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять не избежать", — считают эксперты.

Кроме того, Как отмечали в ВААИД, в настоящее время основным поставщиком подержанных автомобилей в Украину становится Россия из-за девальвации российского рубля более чем вдвое, наличия более 20 заводов международных автоконцернов, высокого уровня локализации производства в совокупности с экономическим кризисом.

В январе-феврале текущего года в Украину импортировано 2,6 тыс. б/у легковых автомобилей, что на 6% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом, если за 2 мес. 2015 года 52% импорта составляли авто до 2008 года выпуска (Евро-4 и ниже), то за январь-февраль текущего года доля таких авто составила только 4%, остальные — автомобили выпуска 2009 года и моложе, при чем основная часть — 2011-2012 года выпуска (т.е. достаточно свежие и дорогие автомобили).