Аналитический обзор: Цена за литр А-95 может перешагнуть порог в 8 грн.

Уже без малого месяц как на розничном рынке практически не происходит никаких изменений. С конца января на стелах АЗС шести компаний, входящих в экспертно-аналитическую группу (ЭАГ), зафиксированы самые высокие цены на топливо

, что сохраняя розничную маржу на высоком уровне, трейдеры имеют возможность сформировать запас прочности на будущее, когда вновь подорожает ресурс на внешних рынках.

Кстати, у ритейлеров еще свежи воспоминания о благоприятном во всех смыслах периоде для получения сверхприбыли при реализации дизельного топлива в I квартале 2009 года. Тогда ЭАГ в своих расчетах настойчиво рекомендовала продавать дизтопливо на 30-40 коп. выше средней цены по рынку (около 5,70-5,80 грн. за литр). И это, напомним, в самый пик так называемого «мертвого сезона» — сезона низкого потребления нефтепродуктов, в частности — дизтоплива. Взяв за ориентир минтоповские расчеты, розничные сети зарабатывали около 1 грн. только на каждом литре ДТ.

Кто вверх, кто вниз

В текущей ценовой ситуации компании, входящие в ЭАГ, приблизили свои заработки к 1,5 грн. за литр бензина. При этом один из ритейлеров, занявший пьедестал в ценовой гонке, готовит автолюбителям еще один сюрприз. По крайней мере, об очередном повышении цен в рознице поговаривают в недрах «Континиума» (ТМ WOG). Луцкая компания рассматривает возможность увеличения стоимости бензинов на 20-30 коп., решившись, таким образом, на преодоление психологической отметки в 8 грн. на литре «девяносто пятого» бензина. «Увы, но к таким показателям привели расчеты наших аналитиков. Ожидается небольшое подорожание белорусского ресурса из-за последних тенденций на европейском рынке, — поведал источник в «Континиуме». — Я сам водитель, поэтому увеличение расходов на покупку топлива меня не радует».

Если ожидания луцких трейдеров оправдаются и на заправках WOG цена на бензин А-95 приблизится к 8,20-8,30 грн. за литр, то в течение считанных дней за ними последует остальные ритейлеры. Однако решиться на подобный шаг — означает потерю некоторой доли клиентов, которые, не задумываясь, переметнутся на АЗС с более дешевым топливом. Вряд ли стоит ожидать, что отметку в 8,0 грн. за литр станут преодолевать сети, не входящие в ЭАГ и которые сегодня торгуют топливом на 20-30 коп. ниже максимальных значений.

Тем временем в других компаниях, не входящих в ЭАГ, не намерены повышать цены в скором времени. «В ближайшую декаду стоимость топлива в рознице должна пойти вниз», — уверен директор винницкой сети «Джерело» Леонид Галушко. При этом руководитель выразил уверенность, что повышение цен вряд ли будет способствовать увеличению реализации.

На рынке штиль

Пока одни ритейлеры раздумывают о повышении цен, а другие предвкушают увеличение клиентской базы, в Украине средние котировки на нефтепродукты остались без изменений. Так, по состоянию на 22 февраля, согласно мониторингу Upeco, были зафиксированы следующие средние цены на топливо ( грн. за литр): А-76/80 — 6,77; А-92 — 7,32; А-95 — 7,80; ДТ — 6,75.

Между тем на внешнем рынке, начиная с середины февраля, на фоне роста котировок нефти резко подорожали светлые нефтепродукты. За считанные дни минувшей рабочей недели цены на бензин и дизтопливо в Европе выросли на 5-7%. Так, 19 февраля бензин А-95 стоил $722 за тонну, а российский газойль (CIF Med) —  $643 за тонну. Ожидается, что к концу февраля цены пойдут на спад, вернувшись к котировкам начала месяца.

Украинский оптовый рынок, похоже, вовсе находится в глубокой спячке. Которую неделю кряду прайсы некоторых компаний остаются практически неизменными. Небольшое ободрение оптовикам придает ощущение приближающейся весны, с которой связаны надежды на динамику в торговле. «Осталось совсем немного — каких-то 2-3 недели, и в мобильнике начнут «оживать» номера телефонов аграриев», — поделился надеждой один из полтавских трейдеров. По его словам, сегодня начинают «просыпаться» мелкооптовики, которые спешат сделать запасы низкооктанового бензина и дизтоплива перед весенним сезоном.

Однако повышение температуры воздуха и таяние снега не всегда означает увеличение прокачек. «Сначала все засыпало — машин нет. Теперь дороги превращаются в болото — машин тоже нет. С нетерпением ждем весны, когда водителей на дорогах станет больше», — посетовал житомирский ритейлер. По его словам, увеличение реализации снимет давление на ценовую политику. «Если цены на стелах  и пойдут немного вверх, то ненадолго: остановит либо АМКУ, либо еще какой-нибудь «контролер», присланный новой властью», — добавил он.


Александр СИРЕНКО

аналитик Upeco