Строительство нового жилья в 2010 году сократилось на четверть

Согласно официальным данным, в январе-марте 2010 года предприятия Киева выполнили строительных работ на 24,9% меньше, чем за этот же период 2009 года

это притом, что первый квартал 2009 года был для киевских строителей провальным: всего 37,9% от объемов строительства первого квартала 2008 года.

Как утверждают эксперты агентства по недвижимости "Планета Оболонь", основная причина подобного положения дел - недостаток средств. Государство пытается найти выходы из этой непростой ситуации, внедряет программы финансовой помощи строителям и некоторым категориям граждан, нуждающимся в жилье. Судя по заявлениям руководителей Министерства регионального развития и строительства, на эти цели в бюджете заложено порядка двух миллиардов гривен. Из них 1040 миллионов гривен планируется использовать для снижения на 30% затрат очередников, улучшающих свои жилищные условия. Оставшиеся 70% средств очередники, по замыслу руководителей отрасли, должны внести сами. 762 млн. гривен должно пойти на обеспечение жильем военнослужащих, 140 млн. гривен на обеспечение жильем инвалидов Великой отечественной войны, 200 млн. гривен на молодежное жилищное кредитование и кредитование сельских застройщиков.

Основную часть этих средств планируется вкладывать в объекты с высокой степенью готовности. При этом вводятся ограничения стоимости квадратного метра на этих объектах: в Киеве не выше 5900 гривен, в Одессе и Севастополе – не выше 5000 гривен; в других городах верхняя цена в пределах 4100-4500 гривен.

Как быть с замороженными объектами, которые до этих показателей не дотягивают, пока неясно. Возможно, что вдохнуть жизнь в эти объекты помогут разрабатываемые сейчас законы, предусматривающие снижение налогового давления на застройщиков, а также привлечение застройщиками дополнительных инвестиционных ресурсов под государственные гарантии.

Не смотря на явный недостаток выделяемых из бюджета средств, подобный комплекс мер вполне способен привлечь в строительную отрасль инвестиционный частный капитал (в том числе, и зарубежный). Правда, опыт подсказывает, что нередко подобные нововведения блокируются, остаются лишь на бумаге.

В любом случае размораживать покинутые строителями незаконченные дома необходимо. Возможно, привлекая для этого зарубежные фирмы.

Это необходимо делать для того, чтобы начатые дома со временем не развалились. Кроме того, нужно минимизировать материальные потери инвесторов и сохранить за ними права на получение жилья или компенсаций за него. Дело в том, что в законодательстве есть огромные пробелы относительно регулирования вопросов, связанных с незавершенным строительством. Те схемы финансирования строительства, которые предусмотрены законодательно, в условиях кризиса и массового замораживания строительства слабо защищают права инвесторов.

Особенно большие изъяны содержат схемы финансирования строительства, использующие целевые облигации. Такие схемы финансирования вполне законны, позволяют минимизировать налоги. Целевые облигации можно использовать в качестве залогов по ипотечным кредитам (и в этом есть свои плюсы и минусы, о которых подавляющее большинство инвесторов просто не знали). Основной минус заключается в том, что в случае признания застройщика неплатежеспособным, кредитор имеет преимущественное право на строящийся объект. Инвесторы же при этом могут оказаться и без жилья, и без денег.

Очевидно, поэтому профильное министерство и Государственное ипотечное учреждение в настоящее время отказываются финансировать застройщиков, использующих целевые облигации.