Донецкий электрометаллургический завод: опять в статусе товара

За последние пять лет этот украинский метактив сменил четырех собственников. Подыскать ДЭМЗу очередного, пятого владельца российской группе "Мечел" будет нелегко
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Во вторник, 25 сентября, российская горно-металлургическая группа "Мечел" (основной бенефициар — Игорь Зюзин) распространила официальное сообщение о продаже ряда своих предприятий, среди которых значится и Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ). В релизе группы отмечается, что решение принято советом директором "Мечела" в рамках утвержденной в мае новой стратегии. Последняя предусматривает "меры по реструктуризации активов группы с целью улучшения финансовых результатов компании и повышения ее акционерной стоимости".

Столь гладкая формулировка означает одно: долговая нагрузка на "Мечел" достигла своего предельного значения, и группа вынуждена распродавать не самые значимые для себя активы. Так, по информации российского "Интерфакса", общий долг компании на 31 марта нынешнего года составлял $9,6 млрд., из которых чистый — $9,2 млрд. при объеме денежных средств компании в $440 млн. "Соотношение debt to EBITDA у этой группы находится на уровне около 5 при традиционных ковенантах в 3,0-3,5. "Мечел" давно уже вышел за допустимый уровень данного показателя, долги — одна из основных угроз для группы", — комментирует Александр Макаров, аналитик горно-металлургических рынков.

Его российские коллеги уверены: украинский ДЭМЗ — один из немногих активов, выставленных "Мечелом" на продажу, которые могут заинтересовать потенциальных приобретателей. Отечественные же эксперты утверждают: реализовать это предприятие, которое за последние годы пережило череду сделок купли-продажи, будет непросто.

От владельца к владельцу

Свою историю в качестве самостоятельного юрлица Донецкий электрометаллургический завод начал в 1999 году. Тогда на базе электросталеплавильного, обжимного и копрового цехов Донецкого метзавода был создан ММЗ "ИСТИЛ (Украина)". Одним из его соучредителей был бизнесмен пакистанского происхождения Мохаммад Захур, владелец группы Istil. Предприятие активно развивалось (осуществляя, в том числе, программы модернизации) до конца 2007 года, когда его собственник решил выйти из металлургического бизнеса.

В начале 2008 года Захур объявил, что мини-милл продан группе "Эстар" депутата Госдумы РФ Вадима Варшавского. По словам продавца, помимо этой компании, на завод претендовала корпорация "ИСД" (основные акционеры в тот период — Сергей Тарута и Виталий Гайдук; последний в 2010-м реализовал свой пакет прав собственности в корпорации некоему объединению российских инвесторов во главе с Александром Катуниным). Кроме того, интерес к активу проявляла и группа "Донецксталь" Виктора Нусенкиса, но "уступила в конкурентной борьбе".

Мохаммад Захур не стал разглашать стоимость данной сделки; эксперты выводили ее в пределах $500-800 млн. Но в любом случае пакистанскому бизнесмену немало повезло — он нашел покупателя на донецкий мини-завод как раз накануне кризиса и сумел выручить по данной сделке максимально возможные средства. Сфера горно-металлургических M&A тогда была на подъеме.

А вот покупателю не повезло. Кризис разрушил прежние планы Варшавского по созданию международной группы мини-сталеплавильных комплексов. В конце 2008 — начале 2009 годов сбыт металлопродукции как таковой практически остановился, объемы производства падали на всех метпредприятиях СНГ. "Эстар" не смогла погасить кредит в $300 млн., взятый ранее в российском Альфа-Банке, и вынуждена была отдать последнему как залог ММЗ "ИСТИЛ (Украина)", уже переименованный в Донецкий электрометаллургический завод. Банку этот актив в качестве профильного также был не нужен, здесь принялись подыскивать нового целевого хозяина для него. Предприятие же последовательно снижало объемы производства — в 2009 году на ДЭМЗе выплавили 528 тыс. тонн стали, что на 49,1% меньше, чем в 2008-м. Это при том, что до кризиса мини-милл вышел на уровень стального производства более 1 млн. тонн/год.

Очередного владельца ДЭМЗу инвестструктуры Альфа-Банка нашли к весне 2010 года, им и стал "Мечел". Правда, начальный период своего захода на Донецкий ЭМЗ в этой российской группе характеризовали как "партнерство" (в виде обеспечения предприятия стальными слитками с российских и румынских метактивов компании). Официально юридический контроль над ДЭМЗом в группе "Мечел" признали лишь к завершению 2011-го. И менее чем через год после этого выставили завод на продажу…

За сколько и кому?

В ходе прошлогодних юридических процедур по переводу "оффшорных прав собственности" на ЧАО "ДЭМЗ" в пользу ОАО "Мечел" выяснилось, что последнему его новое сталеплавильное производство в Донецке обошлось в $537 млн. с четырехлетней рассрочкой выплаты. Но сегодня перепродать Донецкий ЭМЗ хотя бы за сравнимую сумму у россиян вряд ли получится.

"Исходя из результатов сравнительного метода оценки, текущая рыночная стоимость ДЭМЗа составляет порядка $400 млн. Это на 25% ниже цены, по которой "Мечел" закрывал сделку с покупкой этого актива в декабре 2011 года", — говорит аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Столь существенный дисконт он объясняет падением объема производства стали на предприятии более чем на 40% в годовом соотношении за 8 месяцев 2012-го (с 682 до 400 тыс. тонн. — Ред), которое происходило, к тому же, на фоне снижения цен на металлопродукцию. Эти обстоятельства, в свою очередь, непосредственно отразились и на финрезультатах предприятия в I полугодии-2012. "В данный период чистый убыток ДЭМЗа составил 146 млн. грн, что сопоставимо с убытком в 166 млн. грн. за весь прошлый год", — подчеркивает эксперт.

Иван Дзвинка полагает, что потенциальная заинтересованность в приобретении Донецкого метактива "Мечела" может присутствовать у российской "Северстали" Алексея Мордашова и украинского "Метинвеста" Рината Ахметова и Вадима Новинского. Первой группе ДЭМЗ может быть интересен, по его мнению, как дополнительная промплощадка в Украине, отвечающая стратегии российской группы по наращиванию металлопродаж в нашей стране в период до 2020 года. Второму холдингу выставленный на продажу мини-милл мог бы приглянуться с учетом объявленной цели по наращиванию мощностей по выплавке стали до 25 млн. тонн/год в долгосрочной перспективе. Последнее предположение, отчасти, разделяет и старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда: "ДЭМЗ может быть интересен "Метинвесту" (для диверсификации производства по видам проката). Завод выпускает длинномерные стальные полуфабрикаты, а товарный портфель "Метинвеста" смещен в сторону плоских металлопродуктов".

Еще один наш собеседник, Александр Макаров считает, что в данный момент рыночная стоимость ДЭМЗа вряд ли превышает $200-300 млн. "С 2008 года, когда это предприятие было продано впервые, многое изменилось. В мире наблюдается переизбыток метмощностей и дефицит желания вкладывать в них деньги", — объясняет эксперт. Но при этом он убежден, что даже по такой цене реализовать донецкий метактив "Мечелу" будет очень непросто: "Это предложение вряд ли привлечет украинские и международные горно-металлургические группы, работающие в нашей стране. Причина — в нынешних реалиях металлорынка, когда низкая норма прибыли на сталь ожидается как минимум в среднесрочном периоде, а спрос на нее в мире остается вялым".

Теоретически, продолжает аналитик, ДЭМЗ мог бы заинтересовать группу "Донецксталь", метмощности которой расположены на одной промплощадке с мини-заводом. Но акционеры "Донецкстали", по его мнению, вряд ли сейчас пойдут на покупку Донецкого ЭМЗ: "Ведь в таком случае этой группе необходимо отказываться от проекта со строительством собственных электросталеплавильных мощностей. А по нему проведены определенные строительные работы, законтрактовано технологическое оборудование".

Иными словами, в создание собственного электрометаллургического передела группа Нусенкиса уже вложила немалые средства; общую стоимость только первого этапа данной модернизации "Донецкстали"-МЗ" в виде строительства электропечи и вспомогательного оборудования к ней на предприятии год назад оценивали в $205 млн. Остановить этот проект означает, по сути, заморозить финансовые вложения. Да, и "расконтрактоваться" у западных производителей оборудования не так просто. (На самом ЧАО "Донецксталь"-МЗ" соответствующий запрос "Дела" к моменту публикации материала не прокомментировали.)

Нужны "серьезные руки"

Вместе с тем Александр Макаров не исключает, что к ДЭМЗу могут присмотреться соинвесторы другого отраслевого проекта стоимостью в $500 млн. — по строительству мини-металлургического завода в Белой Церкви. Данное бизнес-начинание компания "Евро Финанс Лтд" бизнесмена Али Мохаммада Хани Омрана заявляла еще в докризисный период. (Среди отмеченных соинвесторов, присоединившихся к проекту Али Омрана в текущем году, СМИ называли представителей самых высоких должностных лиц в Украине. — Ред.) "ДЭМЗ — уже готовое решение в области электрометаллургии, а указанный мини-милл еще следует построить. Но у белоцерковского проекта есть свои преимущества, связанные с возможностью привлечь дешевые кредиты", — объясняет аналитик.

Кто бы в итоге ни предстал новым хозяином мини-милла в Донецке, хотелось бы верить, что его владение заводом будет куда более продолжительным, чем у большинства предшественников. Нынешний ДЭМЗ в середине прошлого десятилетия не зря считался одним из наиболее современных и прогрессивных сталеплавильных производств в Украине. На его технико-технологические решения ориентировалось не одно метпредприятие нашей страны при разработке и осуществлении программ модернизации. Столь частая смена собственников удержать данный свой статус Донецкому электрометаллургическому заводу явно не помогает.