- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Как агрохолдинг "Мрия" намерен выходить из финансового кризиса
В августе компания не смогла рассчитаться по долговым обязательствам. Почему была допущена такая ситуация?
Первые признаки ухудшения ситуации на аграрном рынке Украины мы отметили гораздо раньше августа текущего года. В результате роста операционных расходов уже в начале 2014 года профильные эксперты ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ) отмечали рост количества банкротств мелких фермеров. И уже к лету их число достигло 7 тыс. Экономический кризис в Украине усугубился боевыми действиями на востоке и потерей Крыма. Это повлекло за собой обвал гривни на 60%. В результате аграрии получили существенный рост расходов на ГСМ, удобрения, средства защиты растений, семенной материал.
Крупные компании традиционно имеют больший запас прочности, однако и они не могут абстрагироваться от проблем рынка и экономики Украины. Что касается нас, то первые сложности у Группы компаний "Мрия" начались еще в апреле. А в июле были озвучены данные Министерства сельского хозяйства США о текущем урожае, повлекшие за собой обвал мировых цен на продукцию агросектора от 40 до 60% (пшеница, кукуруза). После этого стало ясно, что попытка рефинансировать существующие займы — а бизнес группы на тот момент уже был значительно перекредитован — путем дополнительного привлечения средств лишена всякого смысла.
Операционный результат от экспорта, на который можно было рассчитывать, после обвала цен не оправдывал ожиданий и не позволял рассчитаться по кредитам. Ничем не мог порадовать и внутренний рынок, на который приходится до 50% нашей продукции. В 2014 году он значительно сократился из-за ситуации с Крымом и Донбассом. Кроме того, часть нашей продукции на украинском рынке относится к категории социально значимой, и цены на нее мало изменились в связи с низкой покупательной способностью украинцев.
Оказавшись в сложном финансовом положении, мы приняли решение сконцентрироваться на поддержании операционной деятельности компании. Это позволило создать базу для ее работы и в будущем маркетинговом году. Однако средств для выплат по кредитам уже не оставалось. Как публичная компания, "Мрия" поставила об этом в известность своих кредиторов и инвесторов. Перед нами встала необходимость проведения глобальной реструктуризации долга и рекапитализации.
Компания проводила встречи с держателями бумаг, обсуждался вопрос реструктуризации задолженности. Каковы результаты этих переговоров?
Переговорный процесс с кредиторами начат. 24 октября в Киеве мы представили нашим партнерам свои предложения, которые, на наш взгляд, позволят выполнить наши обязательства перед кредиторами в максимально возможном объеме. Они могут и должны обсуждаться в двустороннем формате. Мы готовы идти навстречу нашим кредиторам, но принятие окончательного решения о будущем пути развития компании должно стать результатом двустороннего процесса. Сейчас необходимо, чтобы накал страстей несколько утих, и мы смогли бы разговаривать друг с другом на языке цифр.
В середине октября появилась информация о требовании кредиторов досрочно погасить еврооблигаций на $400 млн со сроком обращения до 2018 года, включая выплату начисленных процентов. Что будет делать компания в сложившейся ситуации?
В процессе реструктуризации долговых обязательств появление подобных требований это нормальная практика. Они могут предъявляться в публичном поле в ответ на раскрытие нами информации о состоянии дел в компании на международных фондовых биржах, или же обсуждаться в двустороннем порядке. В любом случае для "Мрии" сейчас есть одна аксиома, которая применима по отношению ко всем без исключения кредиторам и бондхолдерам — мы не отказываемся от своих обязательств и делаем все необходимое, чтобы со временем выполнить их в максимально возможном объеме. Наши предложения, которые были озвучены 24 октября, мы постарались сформулировать так, чтобы учесть интересы всех групп кредиторов.
Уточните общий уровень кредитной задолженности холдинга на данный момент.
Основная сложность с кредитным портфелем группы заключается в том, что в настоящее время бизнес компании юридически очень сложно структурирован. Отчасти это следствие особенностей ведения аграрного бизнеса в Украине. А точнее, нюансов оформления прав на землепользование. Исторически бизнес собирался из различных элементов "пазла": зерновые, сахарные активы, производство картофеля, трейдинговая компания и многое другое, каждый из которых привлекал кредиты на развитие. Кредиторы, в свою очередь, также не рассматривали Группу компаний "Мрия" как единый агломерат. Поэтому сейчас в процессе реструктуризации общей задолженности компании и проведения трансформационных процессов в системе ее управления мы вынуждены менять устоявшиеся ранее схемы. Естественно, мы не можем перенести долговые обязательства каждого конкретного предприятия на другой субъект бизнеса. Но основная идея этого процесса заключается в том, что реструктуризироваться будет уже не каждый отдельный кредит, потому что это невозможно — слишком большой массив — а консолидированный долг компании в пользу общего пула кредиторов.
Что было предпринято для нормализации работы бизнеса и реструктуризации задолженности? Возможно, планируете отказаться от развития отдельных неприбыльных направлений?
Мы в ускоренном режиме реализуем программу изменений, направленную на оздоровление бизнеса. В частности, завершаем трансформацию бизнес-модели, повышаем управляемость, снижаем существующие риски (commodity, отсутствие интеграции), оптимизируем затраты, земельный банк (часть земель будем продавать, например, блок на 16 тыс. га в Житомирской области. Отчасти будем отказываться, чтобы не нести дополнительные затраты на ее содержание).
Также при помощи консультантов из Deloitte Touche Tohmatsu Limited мы разработали пакет предложений для наших кредиторов и инвесторов. После его обсуждения и согласования с со всеми заинтересованными сторонами мы получим дорожную карту, которая позволит нам выполнить свои обязательства в максимально возможном объеме. Суть наших предложений в том, что мы предлагаем связать воедино все наши активы в один субъект с экономически обоснованной структурой капитала и передать кредиторам в качестве обеспечения не только сами активы, но и корпоративные права на него.
Мы также предлагаем нашим кредиторам пакет дополнительных гарантий и возможные формы участия в соинвестировании бизнеса с последующим разделением прибыли.
Ведет ли компания переговоры о продаже?
Мы не хотели бы продавать наши активы. Наоборот, в нынешней ситуации сохранение целостности компании, на наш взгляд, создает дополнительные возможности для ее стабилизации, развития, получения прибыли. Перед нами стоит задача структурировать наш бизнес, создать эффективную вертикально интегрированную компанию с несколькими базовыми кластерами. Поэтому говорить о продаже активов пока преждевременно. Опять же, многое будет зависеть от результатов переговоров с кредиторами по реструктуризации. Если в процессе обсуждения наших предложений по реструктуризации долга мы придем к совместному решению о необходимости продажи отдельных активов, то, возможно, на это придется пойти. Что касается продажи компании целиком, то учитывая ситуацию на рынке и нашу долговую нагрузку, в настоящее время это выглядит маловероятным. Вот когда мы решим наши проблемы, можно будет говорить об инвестпривлекательности, но уже не для продажи, а для развития бизнеса.
Поступали ли предложения со стороны "УкрЛэндФарминга" Олега Бахматюка?
На данный момент никаких предложений о продаже активов Группы компаний "Мрия" от игроков рынка к нам не поступало. В случае если подобные предложения со стороны того или иного инвестора поступят, мы будем их рассматривать опять же в привязке к процессу реструктуризации и выполнения наших обязательств перед кредиторами и бондхолдерами.
Прокомментируйте конфликт с компанией "ОТП Лизинг". Вернули ли технику? Заплатили ли компании?
Мы получили требования от компании ОТП-лизинг о возврате техники. Сейчас мы изучаем его законность. И будем действовать в рамках действующего украинского законодательства.
Сказались ли финансовые проблемы холдинга на деятельности компании? Сумели ли вы провести уборочную и посевную кампании?
Операционная деятельность осуществляется на оборотные средства, на средства от реализации законтрактованной продукции. И эти средства в большом дефиците, с учетом того, что мы попали в сложнейшую ситуацию в самый разгар сельскохозяйственного сезона. Тем не менее, мы провели посевную, завершаем сбор урожая, продолжаем выполнять свои обязательства перед сотрудниками, поставщиками и клиентами.