- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Корпоратизация "Укрэнерго": кто получит контроль за энергосетью Украины
На прошлой неделе в парламенте был зарегистрирован законопроект о корпоратизации Национальной энергетической компании (НЭК) "Укрэнерго" — вертикально-интегрированной естественной монополии в сфере передачи электроэнергии. Автор проекта № 3287-1 — народный депутат от Партии регионов, член комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса Павел Корж (до избрания в парламент в 2006 году работал гендиректором объединения "Павлоградуголь", входящего в состав ДТЭК Рината Ахметова). Поданный им документ — своеобразный ответ на аналогичную инициативу Кабмина, чей законопроект на ту же тему приняли на регистрацию в парламенте двумя неделями ранее.
Два пути к акциям
Компания, под корпоратизацию которой подано сразу два законопроекта, осуществляет эксплуатацию магистральных и межгосударственных линий электропередач, а также централизованную диспетчеризацию объединенной энергосистемы страны. Нынешние депутатская и правительственная законодательные инициативы — лишь последние проявления реформаторских устремлений относительно "Укрэнерго".
Впервые предложение о переводе НЭК в форму публичного акционерного общества (ПАО) высказали еще в 2008 году представители Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Украинская власть активно действовать в этом направлении начала в марте 2012 года после прямого поручения президента Виктора Януковича провести корпоратизацию НЭК "Укрэнерго". Но в прошлом году соответствующий правительственный документ не прошел парламентские чтения. В августе текущего года в Кабмине об этой инициативе вспомнили и 18 сентября зарегистрировали в ВР законопроект № 3287.
В пояснительной записке к нему говорится, что корпоратизация "Укрэнерго" предусматривает сохранение за государством 100% прав контроля и означает распределение акций между учредителями компании или инвесторами в соответствии с вкладом каждого. При этом предполагается, что переход к такой форме собственности повысит инвестиционную привлекательность национальной энергетической компании.
"Оно (решение о корпоратизации НЭК — Ред.) нацелено на то, чтобы сделать это предприятие кредитоспособным и привлекать инвестиции для выполнения государственных программ", — заявлял министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий в августе текущего года. В пояснении к законопроекту КМУ указывается, что переход к форме ПАО позволит привлечь кредиты для модернизации высоковольтных электрических сетей. Общая сумма планируемого финансирования — 47,5 млрд грн (около $6 млрд по курсу НБУ) до 2030 года, в том числе — 31,2 млрд грн (чуть менее $4 млрд) до 2020 года.
Особенностью законопроекта Павла Коржа является предварительное разделение НЭК на две составляющие — оператора рынка электроэнергии (э/э) и собственно компанию, управляющую доступом к сетям. Сейчас НЭК осуществляет обе функции одновременно. Автор законопроекта № 3287-1 обосновывает такое преобразование необходимостью "подстройки" структуры госпредприятия к изменениям в законодательстве, направленным на создание независимого оператора конкурентного рынка купли-продажи электроэнергии (э/э). Отметим, что о прозрачных и конкурентных условиях функционирования данного рынка, применительно к экспортным поставкам э/э, с начала нынешней осени немало рассуждают и высшие правительственные чины.
Отложенная приватизация?
Еще одним примечательным нюансом альтернативного (депутатского) документа является отсутствие формулировки о "единственном акционере" для "Укрэнерго" — государстве. А в свете того, что обоими законопроектами предприятие исключается из списка запрещенных к приватизации активов (но может быть корпоратизировано), эксперты допускают — инициатива направлена на приватизацию НЭК в последующем, уже после обретения ею статуса ПАО.
Подобная формулировка не предусматривает немедленного разгосударствления "Укрэнерго" вслед за его корпоратизацией, подчеркивает старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Однако данный шаг может быть промежуточным в деле приватизации этой компании. "Других причин для корпоратизации я не вижу. Банки успешно кредитуют государственные предприятия, особенно, если заем выдается под госгарантии", — отмечает собеседник Delo.UA. (Под госгарантии в НЭК "Укрэнерго" получили кредит от ЕБРР в октябре 2010 года — на 175 млн евро и сроком на 15 лет — Ред.)
По утверждению аналитика, нацкомпания демонстрирует неплохие финансовые показатели, вполне подтверждающие ее кредитоспособность и сегодня. Его слова подкрепляются отчетными данными с официального сайта НЭК "Укрэнерго". В 2012-м чистый доход этой компании вырос на 16,8% в сравнении с 2011-м, составив почти 3,4 млрд грн ($425,5 млн), а чистая прибыль — 13,6%, достигнув отметки 29 млн грн ($3,6 млн). Основной заработок НЭК — поступления за услуги по транспортировке э/э внутри страны.
Приватизационную версию в случае с корпоратизацией "Укрэнерго" высказывает и сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Ввиду провальных результатов приватизации-2013 (менее 10% с начала текущего года при плане в 10,9 млрд грн — Ред.), не исключено, что правительство в следующем году "форсирует процесс". Не исключено и то, что в ходе этого на продажу может быть выставлен и оператор межгосударственных сечений и магистральных сетей", — отмечает эксперт.
Марунич полагает, что основным претендентом на покупку предприятия после его разгосударствления может быть монопольный ныне экспортер э/э из Украины — энергохолдинг ДТЭК. По крайней мере, говорит эксперт, холдинг может интересовать контроль над магистральными и международными линиями электропередач. Саква также говорит, что вхождение в капитал "Укрэнерго" позволило бы ДТЭК напрямую выйти на международный энергетический рынок, получив доступ к межгосударственным электросетям.
В самой компании Ахметова такое развитие событий по национальному энергодиспетчеру Украины никак не прокомментировали.