На форуме для устойчивого развития "Олейна" и "Черниговское" рассказали, как получали международный эко-сертификат

На форуме для устойчивого развития бизнеса Green Mind международные и украинские эксперты обсудили экономическую эффективность технологий чистого производства
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Экологичность. Маркетинг или реальное конкурентное преимущество?" — эту проблему обсуждали во многих докладах на Международном форуме для устойчивого развития Green Mind, прошедшего в Киеве в третий раз.

В этом году в Green Mind приняли участие более 340 человек, представляющих бизнес, органы власти, НГО, научные институции. Кроме украинских участников, на форуме работали представители из Германии, Бельгии, Польши, Франции, Чехии и других стран Европы, а также из США.

У украинских товаропроизводителей была возможность пообщаться с делегацией ЕС, члены которой акцентировали внимание на потенциале конкурентоспособности украинских компаний.

По оценке экспертов из ООН, ОБСЕ, ЕС/FAO Украина, учитывая агропотенциал национального рынка, может стать одним из мировых лидеров в области производства продукции с улучшенными экологическими характеристиками.

На форуме прозвучала такая цифра: дополнительные 500 млн евро до конца года могут получить украинские экспортеры благодаря тому, что Европейский Союз открыл свой рынок и снизил пошлины для украинских товаров после подписания и ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Но чтобы конкурировать на европейском рынке, необходимо соответствовать международным стандартам, заключали эксперты.

Один из международных трендов — рост спроса на эко-продукцию.

Динамика спроса на эко-товары

Вот говорящая статистика, озвученная докладчиками Green Mind: на 8% ежегодно, начиная с 2008 года, растет спрос на эко-товары и услуги в странах ЕС.

500 тыс. гектаров земли выделяют ежегодно в Евросоюзе под органическое фермерство, приносящее 20 млрд евро в год.

Рост интереса потребителей к экологически чистым продуктам наблюдается и в Украине. В результате на массе украинских продуктов и товаров появляются надписи "био", "органик", "экологический". Но как показали рейды украинских общественных организаций в марте 2014 года, 70% продукции с пометкой "экологический" или "органик" не имели подтверждающих документов. Такое экологическое позиционирование компании или товара без достаточных для этого оснований имеет устоявшийся термин greenwashing ("зеленое отмывание").

"Зеленый журавлик" на этикетке

Для тех, кто стремиться работать честно, принята международная экологическая сертификация и маркировка. В Украине программа экологической маркировки согласно стандарту ISO 14024 была разработана в 2003 году. Международный сертификат Центра экологической сертификации и маркировки признан в 27 сертификационных системах 60 стран мира. На этикетке продукции, прошедшей экологическую сертификацию, ставят знак "Зеленый журавлик".

Эко-сертификация — процесс не быстрый, проходит в несколько этапов и может занять несколько лет. Предварительно компания проводит модернизацию всех этапов производства — от сырья до упаковки. Это, в том числе, и инвестиции в оборудование, и усиление контроля качества продукта, и внедрение систем экологического менеджмента и систем безопасности.

На сегодня в Украине эко-сертификат получили предприятия ТМ "Олейна" и ТМ "Черниговское", поделившиеся на форуме опытом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий чистого производства и представившие результаты улучшения экологических характеристик продукции на всех этапах жизненного цикла.

Так, по словам Михаила Малкова, национального координатора проекта ЕС/ФАО, Украина является ведущей страной в мире по качеству подсолнечного масла. "По химическим анализам украинское подсолнечное масло является фактически эталоном для кодекса Алиментариус (Пищевой Кодекс, свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ)", отметил он.

ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization, FAO), занимается устойчивым развитием сельского хозяйства и продовольственной безопасностью, оперируя среднегодовым бюджетом в $2 млрд.

Проверяют все этапы жизненного цикла продукта

Компания "САН ИнБев Украина", представляя свой кейс, рассказала, что комиссия в составе международных экспертов проверила все этапы жизненного цикла пива, оценила происхождение и выращивание ингредиентов, очистку воды, процесс пивоварения, хранение готовой продукции, утилизацию.

Также была проверена безопасность производства для природы. Так, для очистки сточных вод компания внедрила станции, очищающие воду и вырабатывающие биогаз, который используется на предприятии. Все отходы производства утилизируются — сегодня на пивоварнях компании этот показатель составляет 99,5% и ежегодно улучшается в среднем на 2%.

Что касается безопасности, то один такой пример: если по госстандарту по микробиологии учитываются 3 показателя по 3 тестам, "Чернігівське" проходит 5 показателей по 20 тестам.

В финале сессии Карим Зейн (на фото), эксперт ЮНИДО по вопросам энергоэффективности, технологий более чистого производства и корпоративной социальной ответственности заметил, что все измерения, все шаги, о которых рассказывали компании — это очень профессионально. Он процитировал популярную в ЕС фразу: "Думай глобально, а действуй локально". "У вас это демонстрируется очень хорошо: глобальные связи, международные компании — но вы делаете такие фантастические вещи и на локальном уровне", — отметил Карим Зейн.