Sanofi-Aventis пустила корни в Украине

«Санофи-Авентис Украина» организовала фасовку в Украине «Эссенциале» для инъекций, планирует также локализовать производство и по другим препаратам

В начале 2009 года в Украине компания сменила свой статус с представительства на предприятие. «Работая как локальное юридическое лицо, мы можем более полно отвечать социальным потребностям Украины: создавать новые рабочие места и платить местные налоги, то есть быть по-настоящему украинской компанией», — говорят в «Санофи-Авентис Украина». Но, что важнее с точки зрения бизнеса — компания получила инструмент для стабилизации цен на свои препараты на украинском рынке, теперь они закреплены в гривне. «Эта модель позволяет избежать резкого подорожания наших препаратов при скачкообразных колебаниях курсов валют и гармонизировать отношения с дистрибьюторами», — считает Жан-Поль Шоер, генеральный директор «Санофи-Авентис Украина». До создания юрлица поставки могли занимать четыре недели, а с основанием «Санофи-Авентис Украина» — день-два. «Это должно способствовать лучшему доступу препаратов к пациентам», — продолжает топ-менеджер.

Локализация производства

Еще одно существенное изменение — «Санофи-Авентис Украина» сотрудничает с одной из украинских компаний по упаковке инъекционной формы выпуска популярного в Украине гепапротекторного препарата «Эссенциале» (бренд входит в десятку лидеров аптечных продаж). В планах на 2-3 года — локализация производства и по другим препаратам.

Постоянно происходит обновление продуктового портфеля. «Уже в ближайшее время планируем запустить два новых онкологических препарата и два препарата для диабетиков», — говорит медицинский директор «Санофи-Авентис Украина» Елена Петранева. Также компания намерена предложить украинским пациентам в 2011-м четыре генерических препарата, развивать новый сегмент препаратов для здоровья (противогриппозные и противопростудные средства, витамины и минералы).

Стоит отметить, что в продуктовом портфеле компании на украинском рынке представлен достаточно разнообразный ассортимент препаратов: безрецептурные и рецептурные лекарственные средства, оригинальные препараты и генерики. За исключением «Эссенциале» для инъекций вся продукция в Украину импортируется. В текущем году компания предложила рынку ряд новых препаратов. В их числе «Мультак», который появился на нашем рынке раньше, чем во Франции (там находится штаб-квартира Sanofi-Aventis). По информации компании, на разработку данного препарата потрачено 20 лет и 1,5-2 млрд. евро. Всего на сегодняшний день на украинском рынке представлено более 70 брендов Sanofi-Aventis (около 150 форм выпуска — таблетки, ампулы и т.п.).

Компания участвует в тендерах Минздрава по закупкам препаратов за госсредства. «Государство закупает несколько наших препаратов в онкологическом и диабетическом направлениях в ограниченном количестве, — констатирует Оксана Васютинская, коммерческий директор «Санофи-Авентис Украина». — В государственных тендерах преимущество имеют украинские компании. Наши препараты государство закупает лишь в том случае, если отечественные производители не могут предложить аналогичные по действующему веществу препараты для лечения того или иного заболевания».

На пути к пациенту

Основные объемы продукции «Санофи-Авентис Украина» реализует через национальных дистрибьюторов — оптовые компании, которые, в свою очередь, сотрудничают напрямую с аптеками и аптечными сетями по всей территории Украины. Партнеров-дистрибьюторов у компании 11, основной объем продаж приходится на четыре национальных дистрибьютора. Это компании «Оптима Фарм», «БаДМ», «Альба Украина» и «ВВС Лтд». «Остальные партнеры также важны для нас, так как многие из них занимаются специфическими продуктами, работают на нишевых рынках», — уточняет Оксана Васютинская.

Хотя прямые поставки аптечным сетям компания не осуществляет — цены в аптечной рознице отслеживает. «Мы мониторим розничные цены на наши препараты, поскольку стремимся к тому, чтобы наши продукты были доступны пациентам», — объясняет Николай Мельник, управляющий бизнесом потребительских товаров «Санофи-Авентис Украина». Для этого компания пользуется услугами различных исследовательских агентств, а в еженедельном режиме розничные цены отслеживают ее сотрудники. Примером управленческого решения на основе мониторинга и анализа ценовой чувствительности является 40%-ное снижение в прошлом году цены на препарат для терапии сахарного диабета II типа — «Амарил».   «Мы также предлагаем рынку качественные генерические препараты по умеренным ценам благодаря нашему подразделению Zentiva, — продолжает Николай Мельник. — В частности ежегодно запускаем по 3-4 новых генерика». Следует отметить и еще одну особенность компании: лекарства в упаковку фасуется ровно столько, сколько этого требует курс лечения. «Мы предлагаем упаковку из 28 таблеток для 28-дневного курса лечения, а не 30 или 50», — подчеркивает Мельник.

СПРАВКА

В международной фармацевтической компании Sanofi Aventis за последние два года произошли довольно-таки существенные изменения. В конце 2008 года сменился руководитель Группы — пост гендиректора занял Крис Виебахер. До этого менеджер руководил североамериканским подразделением конкурирующей компании GlaxoSmithKline. Происходило это в самый разгар кризиса на фоне докризисного снижения продаж и прибыли. При новом топ-менеджере, в 2009-м, чистые продажи выросли на 6,3%, а прибыль — более чем на треть.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Украинская система здравоохранения должна быть реформирована

Жан-Поль ШОЕР, гендиректор «Санофи-Авентис Украина»

Ощущает ли компания поддержку государства?

На протяжении последних двух лет мы активно сотрудничаем с различными государственными органами в сфере здравоохранения. Государство идет нам навстречу, поддерживая наши инициативы по улучшению качества жизни пациентов. Так, например, мы получили существенную поддержку властей на национальном и местном уровнях в рамках программы по открытию в регионах Школ самоконтроля сахарного диабета. Конечно же, еще очень многое можно сделать при поддержке государства, и мы готовы сотрудничать по различным направлениям — онкология, кардиология, диабет — и прилагать максимум усилий, чтобы наши препараты были доступны более широкому кругу пациентов благодаря комбинации медицинских препаратов и социальных программ.

Ваше видение оптимальной концепции регулирования продвижения лекарств?

Безусловно, необходимо, чтобы в Украине процесс продвижения лекарственных препаратов жестко регулировался, как это происходит в большинстве европейских стран. Мы, являясь членом Ассоциации производителей инновационных лекарственных препаратов (APRaD), активно продвигаем обсуждение с госорганами необходимости законодательного урегулирования промоции лекарственных препаратов. Как один из 14 членов ассоциации, мы подписали Этический Кодекс, регулирующий продвижение лекарственных препаратов, который является наиболее жестким в Европе. Для принятия решений на законодательном уровне мы рекомендуем брать за основу данный Кодекс.

Полный запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств мы не поддерживаем. Ведь тогда Украина стала бы чуть ли не единственной страной в мире, где запрещена реклама одной из групп потребительских товаров. При этом необходимо упорядочить отпуск рецептурных препаратов, продумать удобный отпуск препаратов для пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими пожизненной и непрерывной терапии. С такими, например, как сахарный диабет или артериальная гипертензия. Если говорить о рекламе в Украине, то отечественный закон о рекламе является одним из самых лучших, однако вопрос состоит лишь в том, чтобы все участники рынка придерживались этих норм.

Как, помимо внедрения реимбурсации, можно снизить цены на медикаменты в Украине?

Мы положительно оцениваем тот факт, что введение НДС для медпрепаратов не было осуществлено, иначе это в первую очередь повлияло бы на цену для конечных потребителей.

Ценообразование на медпрепараты должно быть прозрачным и основываться на понятных критериях. Мы выступаем за жесткий контроль цен со стороны государства, за исключением продуктов для здоровья, поскольку они являются потребительскими товарами. Регулирование цен — это лишь одна составляющая глобальной реформы системы здравоохранения. Кроме системы государственных компенсаций, украинская система здравоохранения должна быть реформирована в таких направлениях: внедрение семейной медицины, специальных программ для серьезных заболеваний (например, диабет у детей); должны быть проведены: реформирование структуры медицинских учреждений, рост финансирования системы здравоохранения, разработка стандартов лечения, превентивные программы.