- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
Сеть Novus ответила на обвинения АМКУ и рассказала о принципах изменения цен в магазинах
"Мы, как сотрудники "Новус Украина", ни в коем случае не участвуем в формировании себестоимости продукции и закупочных цен. Мы покупаем товар у поставщиков, которые получают его от производителей. Изменения розничной цены происходят в результате изменения закупочной, информацию о чем мы получаем за 14 дней до даты вступления новой цены в действие. В свою очередь, если речь идет о социальном товаре, мы запрашиваем копию декларации, которая подтверждает право поставщика на изменение закупочной цены", — рассказывает Дарья Иванченко, директор по закупкам "Новус Украина". По ее словам, в 2014 году сети Novus поступило 5 000 заявок на пересмотр цены. А с начала 2015 года — уже около 3 800 заявок от 944 контрагентов.
"При этом только 470 заявок было на снижение цены, остальные — это повышение", — акцентирует Иванченко.
"Так, стоимость фасованной гречневой крупы менялась от 3 до 7 раз и повышение составляло от 8 до 25%. Цена на сахар фасованный изменялась 4-8 раз и ее повышение составляло от 24 до 48%. В группе "замороженные овощи и фрукты" мы получили 36 дополнительных соглашений на изменение цен от 2 до 40% удорожания от 5 поставщиков. Группу "майонез" 8 поставщиков переоценивали 19 раз, в группе "кофе" было 70 переоценок и удорожание колебалось от 10 до 32%. В категории "куриные яйца" цена на каждый артикул росла в три этапа в среднем до 33% с начала года", — перечисляет примеры директор по закупкам.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Если повышение касалось социальной группы товаров, то поставщик должен предоставить копию декларации, что горсоветы согласовали повышение этой цены. Наценка на такие товары для розничных сетей жестко регламентируется мэриями и не может быть выше 15%. При этом цена на социальную группу товаров не может увеличиваться более чем на 1% в месяц. И в разных регионах может быть разная наценка на тот же самый товар: например, в Киеве 10%, а в Борисполе — 15%", — добавляет Дарья Иванченко.
Игорь Ланда, генеральный директор сети Novus, также называет абсурдным обвинение в сговоре с исследовательской компанией, что якобы позволяло сетям согласовывать между собой цены.
"АМКУ говорит, что данные Nielsen якобы позволяли согласовывать цены. Нужно объяснить, что мы отдаем исследовательской компании, и что получаем. Каждый месяц Novus отправляет данные по ценам по регионам на специальном защищенном сайте (компания гарантирует, что информация конфиденциальна и зашифрована). В ответ мы не получаем подробные цифры, а только долю нашей компании в определенном обороте ритейла в определенном регионе. Так мы видим тренд и как развивается наша сеть.
Также раз в два месяца по продовольственной и непродовольственной группе товаров мы получаем данные, какую долю конкретный товар занимает на рынке. Тогда можно сделать определенные выводы: если у нас больший процент — все хорошо, а если меньше — значит мы не уделяем этому товару достаточного внимания или есть другие причины. Nielsen дает консолидированную информацию, собранную у участников исследования, без конкретных цен.
Данные по стоимости товаров у конкурентов наши аналитики собирают самостоятельно: садятся в машину, едут в супермаркеты и переписывают ценники. Так делают все. Ценники переписываются вручную. Это не запрещено законом. После информация анализируется и ведется работа с поставщиками по формированию цены".
В компании рассказывают, что штраф, который АМКУ сначала установил на уровне 20%, сейчас уменьшился до нескольких процентов. "Компании Novus выставили штраф в 9 млн гривень, что составляет 0,23% от оборота компании 2012 году. Мы уже наняли юристов и ждем, когда получим копию решения. Ее пока нет. Но мы не считаем себя виновными и будем подавать в суд", — говорит Игорь Ланда.
Также в Novus удивлены отсутствием заявлений со стороны поставщиков. "Сейчас мы ждем реакции поставщиков, которые заняли, на мой взгляд, позицию страуса, спрятав голову в песок. Доля цивилизованной розницы сегодня составляет 40% оборота у поставщиков", — комментирует Игорь Ланда. Пока что никто из них не выступил в прессе и не показал, что действительно все повышения цен, происходят по инициативе производителя. А их синхронность обусловлена тем, что письмо о повышении отсылается одновременно всему ритейлу.