Транспортники заявили о блокировании экологами двух судов в Ильическом порту

Федерация работодателей транспорта Украины обратилась к украинским властям с просьбой повлиять на экологов в Ильичевском морпорту, которые не пропускают два иностранных судна. Экологи требуют проведения экологической экспертизы, которая противоречит международной конвенции
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) требует от руководства государства прекратить противоправные действия экоинспекторов пункта экологического контроля Ильичевского морского порта и их начальника Салаватова И.А. в отношении судов "HEILAN STAR" (флаг Панамы, экипаж — граждане КНР) и "Алина" (флаг Грузии, экипаж — граждане Украины).

Об этом говорится в открытом обращении ФРТУ, которое есть в распоряжении Delo.UA

"Из-за отказа капитанов судов "HEILAN STAR", прибывшего в Ильичевский морской торговый порт 17 января под загрузку чугуна, и "Алина", которое прибыло к этому же порту 14 января для проведения ремонтных работ в Ильичевском СРЗ, нарушить международные морские конвенции относительно изолированных балластных вод и предоставить экологическим инспекторам разрешение осуществить их химический анализ, суда не прошли экологический контроль. В связи с этим пограничники не предоставили разрешения на открытие границы. Фактически, оба судна сейчас "заблокированы" в Ильичевском порту. По состоянию на 19 января ситуация не изменилась — оба судна продолжают простаивать, на капитанов продолжает оказываться давление для осуществления химического анализа воды изолированного балласта", — говорится в обращении.

В Украине вопреки международным конвенциям, в частности МАРПОЛ 73/78 и недавним решением Госпредпринимательства № 34 и 29 чиновники Госэкоинспекции продолжают требовать химический анализ воды изолированного балласта (забортная вода, которая принимается в специальный танк судна, который полностью отделен от грузовой и топливной системы судна и предназначен только для перевозки водного балласта — Ред.) и судовую экологическую декларацию. Так, в 9 из 13 портов требуется судовая экологическая декларация, в 8 портах — отбираются пробы изолированного балласта для химического анализа независимо от обнаружения факта загрязнения.

Как отмечают в ФРТУ, в Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда отказ капитанов судов выполнять требования, не предусмотренные международным законодательством, и вполне понятное стремление работать по международным нормам — основания для отказа в прохождении экоконтроля, а значит — не открыть границу, заблокировать загрузку или заход судна в порт. "Таким образом, суда вынуждены простаивать в порту, судовладельцы несут колоссальные финансовые убытки в размере от $10 тыс. до $25 тыс. ежедневно, снижается конкурентоспособность украинских портов, создается "поле" для процветания коррупции", — подчеркивают в ФРТУ.

В ФРТУ подчеркивают, что именно химконтроль изолированного балласта — давний и "излюбленный" инструмент давления на капитанов для получения взятки. "Именно это требование создало прочную коррупционную схему, которая применяется более 16 лет. По данным судовладельцев и агентов, стоимость "экологической заботы" оценивается $0,5 — $1 за тонну воды изолированного балласта. Ежегодная сумма таких "поборов" в Украине, по оценкам участников рынка, оценивается по меньшей мере в 25 млн у.е." — отмечают портовики.

"Если руководство государства и Госэкоинспекции должным образом не отреагирует на ситуацию с задержкой двух судов в Ильичевске, проигнорирует обращение работодателей по приведению системы экоконтроля в Украине к международным требованиям, это может привести к необратимым последствиям. Бездействие по искоренению этих коррупционных составляющих только укрепит уверенность местных чиновников во вседозволенности, может навсегда отпугнуть судовладельцев от наших портов, перечеркнуть все положительные наработки по реформированию и развитию украинских портов, только укрепит репутацию Украины, как одной из наиболее коррумпированных стран мира", — предостерегают в Федерации.

Напомним, сегодня глава Министерства экологии и природных ресурсов Украины Игорь Шевченко сегодня написал на странице в Facebook, что министерство намерено ограничить тремя часами время проведения экспресс-анализа балластных вод при прохождении экологического контроля судами в пунктах пропуска через государственную границу и установить четкие основания для забора проб.

"В последние дни получил сразу несколько тревожных сообщений из разных портов Украины о необоснованном задержания морских судов сотрудниками экологической инспекции. Везде одна и та же проблема — изолированные балластные воды. Дал поручение срочно подготовить изменения в двух приказов Минприроды относительно контроля изолированного балласта на морских судах", написал он.

Министр добавил, что ситуация с этим вопросом является очень болезненной из-за коррупционной составляющей.

"Будем и в дальнейшем способствовать улучшению условий ведения бизнеса в Украине с одновременным соблюдением требований природоохранного законодательства", — написал Шевченко.