Украинская розница затягивает пояса

Минувший год стал убыточным для большинства ритейлеров. Убытки понесли такие крупные игроки рынка, как «Велика Кишеня», «ЕКО-маркет», «Интермаркет» и «Амстор». В плюс смог выйти только «Фуршет»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

год стал убыточным для большинства ритейлеров. Убытки понесли такие крупные игроки рынка, как «Велика Кишеня», «ЕКО-маркет», «Интермаркет» и «Амстор». В плюс смог выйти только «Фуршет».

Один из пяти

Так, компания «Квиза-Трейд», управляющая сетью супермаркетов «Велика Кишеня», завершила 2008 год с убытками в 330,3 миллиона гривен, хотя еще в 2007 году ее чистая прибыль составляла 35,1 миллиона. Как сообщил «ДЕЛУ» заместитель финансового директора «Квиза-Трейд» Олег Пьявка, такие финрезультаты сети компания связывает со скачком курса доллара. «Убытки компания получила исключительно за счет курсовой разницы, если бы ее не было, мы бы завершили год с прибылью. Курс доллара вырос с лета на 40%, и при возвращении кредита мы теряем огромные суммы», — сетует Пьявка. Не обошли стороной неприятности львовскую компанию «Интермаркет», владеющую одноименной сетью оптовых магазинов и сетью супермаркетов «Арсен». В компании среди причин убытков называют продажу сети дисконтных магазинов «Барвинок», которую в ноябре 2008 года купила польская инвесткомпания Abris Capital Partners. Как пояснили в компании, это лишило «Интермаркет» прибыли от оборота 24 магазинов. На общем убыточном фоне выделяется только сеть супермаркетов «Фуршет». В 2008 году они получили незначительную прибыль в размере 191 тысячи гривен.

Нужно ужиматься

Что ждет сети в наступившем 2009 году, эксперты говорить не берутся. «Если в течение 2009 года курс гривни по отношению к доллару будет продолжать снижаться, то большинство сетей будет терпеть убытки», — прогнозирует председатель набсовета компании «Фуршет» Игорь Баленко. В связи с этим компании вынуждены будут выживать на собственной ликвидности, а часть компаний, особенно мелких, закроется.

Большинство опрошенных «ДЕЛОМ» специалистов склоняется к тому, что «выжить» сетям поможет оптимизация расходов. «Сейчас хорошее время посмотреть на себя изнутри и убрать все лишнее, что не приносит дохода», — поясняет директор инвестиционно-банковского департамента компании « Драгон Капитал » Андрей Пивоварский. Как объясняют эксперты, торговые сети оказались в безвыходном положении. В ситуации, когда потребительский спрос за последние месяцы уменьшился на треть, компании готовы продать часть бизнеса. В то же время, как отмечает Пивоварский, большинству региональных компаний сложно будет сливаться в силу менталитета. В этой ситуации они, скорее всего, будут продавать часть компании не конкуренту, а инвестиционным компаниям. Кроме того, выйти из кризиса торговым сетям могут помочь поставщики, которые заинтересованы в постоянных рынках сбыта. «Торговые компании могут выплатить проценты или тело кредитов с помощью партнеров-поставщиков, которые согласятся прокредитовать сети», — считает директор исследовательской
компании RetailStudio Михаила Грищенко.

В свою очередь, Игорь Баленко видит выход из сложившейся ситуации в господдержке. Если правительство выделит обещанные 4 миллиарда гривен на перекредитование розницы, это позволит сетям погасить задолженности перед банками. «Розница является коммуникатором между отраслями, поэтому поддержать розницу гораздо эффективнее, нежели, скажем, агропромышленный или банковский сектор», — убежден Баленко.