"Укравтодор" за год проложил всего лишь 8 километров дорог

24 23 декабря 2009, 07:49
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": С начала года «Укравтодор» проложил за бюджетные деньги всего лишь 7,8 км новых дорог, потратив на это 913,5 млн гривен

Увеличить картинку

В распоряжение «ДЕЛА» оказались оперативные данные о строительстве дорог в Украине. Согласно документу, за 11 месяцев 2009 года госслужба «Укравтодор» сдала в эксплуатацию 7,8 км новых и реконструированных дорог.

Первое, что удивляет, это мизерная цифра. В рамках подготовки к Евро-2012 государство брало на себя повышенные обязательства. За счет бюджета власти обещали за год построить 341,7 км дорог. В итоге мы имеем результат, в 44 раза меньший от запланированного.

дорога ремонтВторое, что изумляет, это цена, которую платит государство за такие дороги. Согласно отчету «Укравтодора», 7,8 км обошлись бюджету в 913,5 млн. грн. Как выяснило «ДЕЛО», почти миллиард потрачен, а отремонтировано всего лишь два участка дорог: Александровка — Кировоград — Николаев (1,6 км) и Новомиргород — Велика Виска (4 км) в Кировоградской области. Также построены два участка (1,9 и 0,3 км) трасс местного значения в Ривненской и Сумской областях.  

Путем несложных арифметических расчетов можно выяснить, что каждый километр этих дорог обошелся государству в 117,5 млн. грн. Для сравнения, в США такие работы обходятся федеральному бюджету в пересчете на гривню в среднем в 47,2 млн. В Китае километр автомагистрали строят за сумму, эквивалентную 19,2 млн. грн. Даже в Украине есть примеры, когда прокладка международной магистрали обходится в несколько раз дешевле. Например, на данный момент тот же «Укравтодор» реализует совместный проект капитального ремонта автодороги Киев — Чоп за заемные средства.

По данным «ДЕЛА», километр фактически наново построенной автомагистрали стоит 21,9 млн. грн. Столь существенная разница в стоимости объясняется просто — кредиторы (Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития) жестко контролируют использование денег. В результате на 57 км автомагистрали, построенных в этом году, потрачено 1,25 млрд. грн.

Глава госслужбы автодорог Вадим Гуржос отказался объяснять, почему реконструкция и строительство небольших участков дорог местного значения влетели государству в круглую копеечку. Нежелание комментировать итоги работы за 11 месяцев 2009 года высокопоставленный чиновник объяснил тем, что ранее «ДЕЛО» (№198 от 26.11.09 г.) опубликовало информацию о том, что он, как глава «Укравтодора», не смог озвучить количество дорог, построенных в 2009 году.

В свою очередь подчиненные Гуржоса объяснили, что  913,5 млн. грн. были потрачены не только на указанные 7,8 км дорог. По их данным, в эту сумму также включены расходы на прокладку других дорог. Но поскольку эти объекты еще не готовы, то и в отчет они не попали.

При этом неофициально в «Укравтодоре» признают, что стоимость строительства одного километра дорог в зависимости от сложности работ составляет от 15 до 35 млн. грн. Cамая высокая стоимость дорог — в Крыму. Как отмечает экс-глава «Укравтодора», народный депутат Владимир Демишкан, одна из самых дорогих дорог в мире находится в Израиле. Там стоимость одного километра составила $30 млн. (около 240 млн. грн.). «Но это большой автобан на 6 полос в каждую сторону. А откуда взялась стоимость выше 100 млн. грн. за 1 км дороги, я даже представить не могу», — недоумевает нардеп.  

Без надзора

В свою очередь ведущий специалист ЕБРР Марк Магалецкий пояснил, почему, когда дороги прокладываются за счет кредитов, эффект использования средств выше. По словам банкира, обычно в тендере побеждает компания, предложившая наименьшую стоимость за указанный в объявлении объем работ. «При этом превышение сметы практически невозможно, поскольку заказчик в лице «Укравтодора» не может заплатить за работы больше указанной в контракте суммы», — уточняет Магалецкий. Для оценки заявленной стоимости проекта, а также самого проекта ЕБРР привлекает независимых инженеров-консультантов из специализированных компаний. В то же время Владимир Демишкан признает, что расход бюджетных средств госпредприятием контролируется мало.

Чрезвычайно низкие объемы строительства дорог — 7,8 км против запланированных 341,6 км — в госпредприятии объясняют нехваткой бюджетных средств. А именно — недопоступлением средств от акцизного сбора, а также ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства в специальный фонд госбюджета. Ведь поступления от этих сборов являются основным источником финансирования программ автодора.


Истина — в кредите

Впрочем, эксперты отмечают, что проблема с нехваткой средств связана с высокой закредитованностью компании. Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава напоминает, что сущест-венные суммы «Укравтодор» расходует на обслуживание своих долларовых кредитов. Так, по данным «Укравтодора», только за 9 месяцев текущего года госкомпания выплатила 5,8 млрд. грн. в счет погашения кредитных обязательств. Кроме того, в конце прошлого года американский банк Morgan Stanley потребовал от «Укравтодора» досрочного возврата кредита в размере $930 млн. Тогда госкомпания оказалась на грани дефолта. Впрочем, тогда 50% этой задолженности было перекуплено Credit Suisse. Оставшиеся $465 млн. (примерно 3,7 млрд. грн.) были рефинансированы швейцарским банком сроком на 10 лет под госгарантии под ставку LIBOR+8 процентных пунктов. Как ранее сообщало «ДЕЛО» (№198 от 26.11.09 г.), на данный момент «Укравтодор» намерен привлечь очередной кредит на $0,5-1 млрд. Тогда глава «Укравтодора»  Вадим Гуржос сообщил «ДЕЛУ», что переговоры о получении кредитов ведутся с рядом банков, в числе которых американский Citibank и швейцарский UBS. Однако компания не спешит соглашаться на их предложение — не устраивает стоимость ссуды. «Банки предлагают кредит минимум под 13%, тогда как мы считаем приемлемой ставку 11-11,5%, — говорил Гуржос. — Тем не менее наши специалисты ведут переговоры с банками».  Привлечь такой огромный кредит «Укравтодор» может только под госгарантию.

3256,9 км дорог нужно построить и отремонтировать Украине до 2012 года согласно Программе по подготовке к проведению Евро-2012.

По данным «Укравтодора», потребности предприятия в финансовых ресурсах на 2010 год составляют 21,4 млрд. грн. При этом 9,8 млрд. грн. из них должны быть направлены на погашение кредитов «Укравтодора» перед международными финансовыми организациями. Вместе с тем в проекте госбюджета на 2010 год на нужды ведомства предусмотрено лишь 13,1 млрд. грн.

Кроме 8 км новых и реконструированных дорог, в своем отчете «Укравтодор» также сообщает, что за 11 месяцев 2009 года компания капитально отремонтировала 49,2 км дорог и 178,5 м мостов. С учетом других дорожных работ на эти цели было потрачено около 5,3 млрд. грн.

Новые правила републикации эксклюзивных статей газеты "ДЕЛО"

Раздел: >
Теги: транспорт, укравтодор

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Комментарии Facebook
Комментарии - 24
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD 25.8 26.1 25.83
EUR EUR 28.8 29.4 28.98
RUB RUB 0.39 0.41 0.41
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 20.86 13.07
Киевская область 20.4 12.83
Львовская область 20.71 13.05
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.