Уровень корпоративного мошенничества в Украине — один из самых высоких в мире

Четверть украинских компаний в 2009 году сталкивались с фактами корпоративного мошенничества. Таковы результаты ежегодного исследования аудиторской компании «Эрнст энд Янг»

Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет 14%, а в России — 10%.

Как констатируют эксперты «Эрнст энд Янг», во время кризиса уровень мошенничества в бизнесе вырос. Если в прошлом году только 13% опрошенных по всему миру компаний говорили, что им известны факты мошенничества в их компании, то в этом году о нарушениях знают уже 16%. Помимо Украины, наибольший уровень злоупотреблений имеет место в странах Западной Европы и Латинской Америки — о фактах мошенничества заявляют 21% опрошенных. Меньше всего склонны нарушать корпоративное законодательство в Австралии и на Дальнем Востоке.

Высокие показатели Латинской Америки и Западной Европы не обязательно означают, что нарушения законодательства в бизнес-сфере в этих регионах больше, чем, к примеру, в России. Разница объясняется корпоративной политикой западных компаний. Они более открыты, а значит, их менеджмент лучше осведомлен о внутренних процессах.

Меры пресечения мошенничества во всех странах довольно схожи, Украина — не исключение. Корпоративный сектор предпочитает проводить внутренний контроль и аудит. Достаточно распространены проверки со стороны руководства, а также внешний аудит деятельности компаний.

В компании «Эрлан» (ТМ «Биола») для противодействия фактам мошенничества тщательно подбирают персонал компании. «Мы стараемся мошенничество предупреждать еще на стадии подбора кадров. Мы интересуемся не только послужным списком, но и запрашиваем отзывы о сотруднике на предыдущих местах работы», — говорит PR-директор компании Анна Юнге.  

В компании «Сандора» существует четкий перечень действий, которые считаются корпоративным мошенничеством. «Политика детально описывает, какие действия относятся к мошенничеству и какая административная или даже уголовная ответственность применяется к нарушителям. Введена система внутреннего аудита, проверяющая ее знание и понимание», — говорит Елена Стоянова, директор по маркетингу «Сандоры».

В табачной компании JTI система противодействия мошенничеству строится в трех направлениях — стандартизация внутренних процессов в компании, разграничение сфер компетенций сотрудников, а также контроль и отчетность. «В качестве резервного в JTI существует механизм сообщения о подозрительных действиях и операциях. Сотрудник, который замечает что-либо подозрительное, может тут же сообщить об этом либо местному руководству, либо доверенным сотрудникам на месте или в главном офисе компании в Женеве», — говорит директор по вопросам соблюдения корпоративных норм в СНГ, Адриатике и Румынии Дмитрий Редько.

КАК ЧАСТО КОМПАНИИ СТАЛКИВАЛИСЬ С ФАКТАМИ КОРПОРАТИВНОГО МОШЕННИЧЕСТВА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА, %*  

Украина

В мире

Внутренний контроль

64

74

Внутренний аудит

64

65

Проверки со стороны руководства

56

55

Внешний аудит

40

45

Обучение и коммуникация в области противодействия мошенничеству

36

51

Стимулирование и защита информаторов

24

42

Регулярная ротация персонала

8

31