Зачем "Укрзализныце" занимать деньги на покупку вагонов

В главном ж/д-монополисте рассказали, где будут привлекать средства в размере 12,5 млрд грн для обновления железной дороги. Особое внимание привлекает расчет на заем у частных перевозчиков, под которые государство планирует предоставить гарантии
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Министр инфраструктуры Максим Бурбак 15 мая озвучил планы закупки грузовых вагонов на ближайшее время: за два года железнодорожный парк планируется пополнить 11,85 тыс. новыми грузовыми вагонами украинского производства. Бурбак заявил, что в этом году планируется обеспечить создание надлежащих условий для приобретения для железнодорожной отрасли 2,8 тыс. полувагонов и 2,4 тыс. зерновозов, а в следующем году — 3,65 тыс. полувагонов и 3 тыс. зерновозов. Кроме того, в 2014 году средства также будут направлены на модернизацию путей, тепловозов и электровозов, приобретение путевой техники. Откуда ж/д-монополист — "Укрзализныця" — сможет получить подобную сумму?

В самом ведомстве Delo.UA сообщили, что на модернизацию и обновление железнодорожного транспорта в 2014 году планируется привлечение средств под государственные гарантии в размере 12,5 млрд грн. При этом "Укрзализныця" (УЗ) избрала несколько путей для получения необходимой суммы.

Так, часть суммы в размере 4,3 млрд грн, которая будет направлена на развитие путевого хозяйства, тягового подвижного состава, модернизацию пассажирского подвижного состава, электрификацию железнодорожного направления "Долинская — Николаев", реконструкцию путей, "Укрзализныця" намерена получить за счет выпуска облигаций внутреннего займа. Такая попытка получить средства добавит вес и так немалому долговому портфелю госструктуры.

По словам старшего аналитика ИГ "АртКапитал" Алексея Андрейченко, общая задолженность УЗ на сегодняшний день составляет 19 млрд грн. "Если долговая нагрузка будет дополнительной, то соотношение долга к EBITDA дойдет до 2, что вполне допустимо для компании", — говорит аналитик. Сейчас этот показатель для УЗ находится на уровне 1,7 при допустимом значении 3.

Еще одну часть для развития железнодорожного пассажирского транспорта в размере 5 млрд грн здесь намерены получить за счет выпуска облигаций государственными предприятиями, подчиненными Мининфраструктуры. Впрочем, какими — здесь так и не уточнили.

По словам Андрейченко, УЗ подчинена Мининфраструктуры, и если будут выделяться деньги на закупку ж/д пассажирского транспорта, то долг ляжет на структурные подразделения УЗ, которые, по сути, являются госпредприятиями в подчинении Мининфраструктуры.

"Кандидатов несколько, это могут быть вагоноремонтные заводы, может быть транспортно-логистическая компания УТЛЦ, может быть ГП Украинская железнодорожная скоростная компания. В структуре перечислены все ГП в подчинении УЗ и Мининфраструктуры", — отмечает эксперт. Он также указывает и на особенность — по специализации. "Это могут быть компании, которые имеют отношение к пассажирскому транспорту ("Украинская железнодорожная скоростная компания")", — полагает Андрейченко. Аналитик предлагает еще один возможный вариант поиска "спасителей" для УЗ — по денежным потокам. По его словам, это компании, которые будут генерировать денежные потоки необходимые для погашения облигаций ("Украинский транспортно-логистический центр", вагоноремонтные компании или "Укрзализничпостач").

Вместе с тем в "Укрзализныце" говорят о привлечении кредитных средств для обновления парка грузовых вагонов частными перевозчиками на сумму 3,2 млрд грн. Только вот второе размещение УЗ еврооблигаций на реализацию указанных проектов пока не предвидится, хотя ранее министр инфраструктуры заявлял о планах выпуска еврооблигации в этом году. Впрочем, здесь сложностей также не должно возникнуть. Аналитик ИК "Арт Капитал" указывает, что госгарантии с большой вероятностью будут также предоставляться и частным компаниям на обновление парка грузовых вагонов. "Скорее всего, это тоже будут облигации внутреннего займа", — полагает он.

Однако такой метод получения средств обычно не приветствуется, ибо де-факто увеличивает суммарную задолженность государства, влияя на его возможность дальнейших заимствований. И в данном контексте вновь появляется вопрос уже существующего долгового портфеля компании. "Выделение госгарантий частным перевозчикам вместо УЗ может быть связано с необходимостью сдерживания роста ее долга. Но не понятно тогда, как сама "Укрзализныця" будет обновлять свой собственный парк грузовых вагонов, который ей необходим для генерации прибыли для обслуживания долга", — говорит эксперт.

В ведомстве также рассказали, сколько средств в текущем году будет привлечено фактически на "обновления" железной дороги. Так, согласно проекту финансового плана, на 2014 год предусмотрены средства на приобретение подвижного состава за счет собственных средств на сумму 1,9 млрд грн, также предусмотрена модернизация, модификация основных средств за счет собственных и привлеченных средств в размере 2 млрд грн.

В 2015 году также планируется финансирование капитального строительства и закупку подвижного состава: за счет собственных средств — на сумму 2,9 млрд грн., за счет привлеченных средств — на сумму 3,6 млрд грн.

Ранее аналитик ИГ "Арт Капитал" отмечал, что даже в случае выполнения заявленных обещаний, покупка 6 тыс. грузовых вагонов в год позволяет только остановить рост износа, но не уменьшит его уровень. "Для того чтобы снижать величину износа парка грузовых вагонов, необходимо покупать больше единиц. В частности, для того чтобы полностью обновить парк за 10 лет, надо покупать около 15 тыс. вагонов в год", — указывал Андрейченко. Что касается пассажирских вагонов, для остановки роста износа необходимо как раз рассчитанное аналитиками ежегодное количество в 50 единиц.