iForum 2012: Интернет-проекты отказываются от пользовательской монетизации

На iForum"е 2012 предсказали революцию в сфере заработка денег в Интернете: предприниматели отказывается от прямых мелких платежей и ситуативной монетизации своих проектов, подыскивая крупные инвестиции

Главные спикеры Украинского форума интернет-деятелей iForum 2012 назвали тенденции, которые в ближайшем будущем захлестнут веб. Среди них — революция в сфере прямых мелких платежей, укрупнение бизнеса и его выход за пределы онлайн.

Продажа Instagram подстегнет рынок

Украинские IT-компании, как и бизнес во всем мире, смешают акцент с пользовательской монетизации проекта в сторону поиска богатых инвесторов. Примером этому может послужить покупка сервиса Instagram, которую совершил Facebook. Проект, не предполагающий монетизацию вообще, тем не менее заработал хорошие деньги, удивляется гендиректор "Яндекс.Украина" Сергей Петренко.

"Мы сейчас видим одну замечательную тенденцию — это мобильный "неинтернет". Компания выложила условный миллиард долларов за приложение, у которого нет сайта. Сервис, который недоступен за пределами мобильных телефонов", — сказал Петренко.

Гипотезу подтверждает директор РА "Маньяко", российский рекламист Кирилл Готовцев, который считает, что рынок начинает понимать одну простую вещь: зарабатывать можно, не возясь с "мони-флоу", "крауд-фандингом" и монетизацией как таковой. "Продажа Instagram только что эту историю однозначно подхлестнет и подхлестнет очень сильно", — говорит Готовцев.

Революцию в сфере микроплатежей почувствовал и руководитель холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский. Правда, по его мнению, это явление не исчезнет как таковое. Уйдут в прошлое кошельки со сложной системой авторизации, а им на смену придут очень простые средства микроплатежей.

Онлайн-проекты перерастают Интернет

Вторая тенденция, которую отметили спикеры, — многие проекты стали перерастать интернет, стремясь показать себя не только в рамках сети, но и в социуме. Бизнесы уже выбрали то количество ситуативных пользователей, которых раньше можно было легко привлечь благодаря контекстной рекламе и социальным сетям. "Тенденция — это то, что интернет иногда выходит в оффлайн", — считает создатель "Украинской баннерной сети" Алексей Мась.

С другой стороны, как рассказали рекламисты, есть и движение в обратную сторону. Те бизнесы, которые раньше не были в интернете, туда массово устремились. "В Украине появился целый сегмент рекламодателей, средний и малый бизнес, для которых интернет стал источником клиентов номер один. Сейчас по тому же пути медленно идут большие компании. Тем не менее за счет того количества небольших и средних компаний мы уже имеем локомотив, который тянет другие бизнесы в онлайн", — считает директор рекламного агентства "IMA UaMaster" Евгений Шевченко.

Такие тенденции и большие доходы интернет-компаний плавно и медленно разогревают "пузырь", опасается Готовцев. По его словам, признаки пузыря — рост активов компаний, никак не связанный с реальной стоимостью их услуг. "Как аналогию можно смотреть экономики игровых проектов, когда люди выкладывают очень существенные деньги за картиночку и возможность. Меча, за который люди готовы заплатить деньги, его вообще нигде нет, а есть некоторое количество байтов", — говорит Готовцев.

Этот кризис может очень быстро похоронить еще больше проектов, чем похоронил пузырь доткомов в 2000-х, впрочем, новый пузырь может просуществовать так же долго, как и перегретый рынок недвижимости, цены на котором не падали более 20 лет.