Как делать бизнес в альтернативной энергетике

Легко ли зарабатывать на инновациях, в интервью «Делу» рассказал преуспевающий бизнесмен, создатель компании «Атмосфера» Алексей Бадика

Предприятие Алексея Бадики специализируется на поставках оборудования для возобновляемой энергетики и сопутствующем консалтинге. Как один из первооткрывателей отрасли, компания переходит к внедрению технологии в секторе ЖКХ. Руководитель «Атмосферы» рассказал «Делу» о сложностях входа в этот рынок, проблем с налогообложением инноваций и перспективами сферы альтернативной энергетики в Украине.

Алексей, тематика альтернативной энергетики в Украине еще относительно молодая. Расскажите о своем старте, когда привезли сюда первое оборудование?

В бизнесе я с 1996 года. Мой первый бизнес был связан с компьютерами и компьютерной техникой. Это была дистрибуция и сборка оборудования, дальше строительные энергосберегающие технологии, связанные с бетоном. И вот после пенобетонного бизнеса я организовал «Атмосферу». Строительство, в общем-то, потухло, и мы переформатировались. Компания на рынке работает с 2007 года.

Откуда почерпнули идею для создания этого бизнеса?

На идею организации «Атмосферы» меня натолкнула легкость и доступность этих технологий в Китае. Я достаточно часто там бываю. Когда увидел, что буквально на каждой лачуге самого бедного жителя стоит недостижимая для украинского потребителя установка для генерации горячей воды, я задался вопросом: почему китайцы это используют, а мы не можем? Нашел статистику и увидел, что Китай – мировой лидер по производству оборудования в солнечной энергетике. 70 % всей солнечной энергии в мире вырабатывается именно в Китае. Собственно, возникает вопрос – почему у нас этого нельзя делать? Погодные условия, тем более, в южных регионах, вполне способствуют  для использования этой  техники. Технический, инженерный состав у нас есть, подготовлен, есть люди, которые способны это сделать. И предпосылки есть, потому что энергия дорожает и становится сложнее оплачивать счета. Вот основная идея создания этого бизнеса.

Как изменился рынок за последние три года? Какие тенденции в солнечной энергетике?

Три года назад практически никого не было на этом рынке, сейчас он активно развивается. Общемировая тенденция показывает, что мировая система энергетики уходит в децентрализацию. То есть от крупных производителей идет переход на локальных производителей и потребителей, которые сами для себя частично генерируют энергию. Если раньше была одна общая станция где-нибудь в Голландии, то сейчас все это переходит на региональный и даже районный уровень. Девелоперы стараются как можно ближе подвести генерирующую мощность, а самым простым и элегантным способом этого является установка солнечной батареи на крыше или тепловых насосов в каждое здание.

Насколько это реально в Украине при действующей системе ЖКХ?

Использование альтернативных источников энергии в секторе ЖКХ - это огромный рынок. Именно этот сектор сильно нуждается в реформировании в Украине. Поэтому мы создали новый проект «Энергосервисная компания «Атмосфера», это отдельный проект от «Атмосферы» основной, пока в виде проекта инвестиционного. Сейчас мы формируем пул инвесторов.

Чем именно будет заниматься новая компания?

Этот проект будет заниматься непосредственно установкой и внедрением новых технологий в систему ЖКХ. Основная задача – разработка проектов, согласование всей инженерной документации и уже как следствие установка этих систем на объекты ЖКХ – многоквартирные дома и другие социальные объекты.

Раньше компания занималась тем же самым, только в секторе бытовом и коммерческом. Естественно, частные потребители более подвижны, они сами принимают решения в части инженерных решений, согласований и так далее. С системой ЖКХ все очень сложно, потому что эта отрасль или датируемая, или жестко регулируется государством. Соответственно, процедура внедрения новых технологий в ЖКХ и каких либо инноваций крайне сложная и забюрократизированная. А очень часто закрытая и коррумпированная. Любые инновации в государственные мощные структуры, каким является ЖКХ, входят очень сложно. Наша новая компания как раз будет работать в системе ЖКХ, в этом сложном, неподвижном, бюрократичном рынке, который есть в Украине.

Как собираетесь убеждать чиновников в необходимости внедрять эти инновации?

Убеждать не надо. Все согласны. Заходишь к любому чиновнику, он говорит, да я знаю, как это эффективно, я был за границей, или  у меня уже стоит такая система, меня убеждать не надо. Однако нет прописанных процедур, как эту систему устанавливать, как ее подключать к общим сетям, на основаниях каких законов, на основании каких технических регламентов. В системе ЖКХ нет процедур, которые позволяют реформировать эту систему.

А конкурентов, которые тоже хотят поднять тот же пласт работ, у вас много?

Конкуренты появляются волнообразно, то их больше, потом волна сходит, и их становится меньше. Это связано с тем, что люди пытаются делать этот бизнес по принципу продажи чайников. Они думают, что достаточно приехать в Китай, и на каком-то заводе договориться о закупке самых дешевых комплектующих, привезти их в Украину и у них их раскупят как жареные пирожки в базарный день. Не работает такая схема. Данные технологии требуют очень мощной технической и инвестиционной поддержки и практически без этого ни одна система, ни один клиент не купил бы систему, если бы мы не оказывали полный комплекс услуг, начиная от стартовых консультаций и сервисного гарантийного обслуживания. Сервисное обслуживание -  очень важный фактор, потому что данные системы должны работать минимуму 15 лет, но вообще срок службы – 25 лет.

Это гарантия потребителю, что в течение этого времени он будет экономить гарантированно. Многие наши конкуренты, скажем так, дают гарантию не более года, как на обычную технику, не понимая, что данная технология не подразумевает коротких сроков, она должна прослужить клиенту долгие годы.

В идеале – всю жизнь?

На всю жизнь вряд ли, потому что, лет через 25 все поменяется, да и собственно сам дом, на котором установлена эта система, придет в негодность. Речь будет идти уже о капитальных ремонтах. 25 лет вполне достаточно. Кстати, это один из основных факторов, который отсеивает конкурентов. Многие компании выходят на этот рынок, работают год-полтора-два, через год они получают дополнительные затраты, связанные с сервисным обслуживанием, с гарантией, с проблемами у клиентов и получается, что легче и дешевле уйти с рынка, бросить клиентов со своими проблемами.

Не подбираете таких клиентов?

Более того, мы не просто подбираем, мы ищем таких клиентов. Например, менеджеры в Крыму, у них одна из задач, маркетинговая акция, они буквально ищут, где есть неработающие гелиосистемы, с проблемами, и предлагают наши услуги. Для того, чтобы мы брали эти системы на сервисное обслуживание и инженерную доработку. Очень много систем изначально были спроектированы неправильно и не могли работать нормально.

Как решаете проблемы с кадрами?

Решаем. Подбираем, тренируем, учим.

Отправляете куда-то на учебу?

А некуда отправлять. Дорого, да и не нужно. У нас сейчас достаточный технический потенциал, чтобы мы внутри своей компании решали проблему обучения. С нами работает порядка 20-ти человек по всей территории Украины.

Прибыльный ли это бизнес?

Нет. Пока что мы всю прибыль, которую получаем, реинвестируем в развитие.  Бизнес конечно же требует инвестиций, потому что мы флагманы рынка. А флагманам всегда очень сложно, фактически мы развиваем целую отрасль.

Поставим вопрос по-другому: насколько рентабельный этот бизнес? Как скоро вы планируете выйти на окупаемость?

По нашим расчетам, на один подъезд 9-этажного дома такая система будет стоить порядка 300-400  тыс. грн. В системе ЖКХ окупаемость данных установок составляет на сегодняшний день порядка 5-6 лет. Но каждое повышение тарифа сокращает срок окупаемости, потому что оборудование не дорожает. Двухкратное повышение тарифов позволяет окупать систему за 2-3 года.

Удается ли вам сэкономить на импорте этих установок, которые должны освобождаться от пошлин и НДС?

Эти льготы прописаны в законах, но практически ними никто толком не пользуется.

В чем сложность?

Надо пройти многоуровневое согласование и разрешительные процедуры. Для того, чтобы получить эти льготы, мы как компания, которая занимается исключительно альтернативными источниками энергии, должны кому-то, какой-то комиссии доказать, что фотоэлектический модуль  или солнечная панель  - это оборудование для альтернативной энергетики. Парадоксальность ситуации в том, что если я устанавливаю или продаю ветроэлектростанци – ну кому надо доказывать, что это альтернативная энергетика? Оказывается, у нас есть целая многоуровневая и многоступенчатая процедура, по которой должен пройти предприниматель, чтобы доказать что ветряк – это ветряк, а  не что-то другое. Соответственно, это связано с определенными организационными и финансовыми затратами. Я стал подключать юристов, и они нарисовали очень высокие цифры за решение этих организационных вопросов.

Но затраты на юристов наверное все равно меньше, чем налоги?

Дело в том, что если рассматривать эти затраты как инвестицию, она окупится за несколько лет. Однако ни один юрист не дает гарантию, что он сможет провести процедуру. Вроде бы в законе все прописано, но практика показывает, что непонятно, как действительно все должно работать. Прописана, например, льгота по налогу на прибыль, но как ее давать, никто не знает этих процедур, и нам фактически надо будет проходить по непаханому полю. Это тоже большая проблема.

А что было до принятия Налогового кодекса?

На самом деле Налоговый кодекс увеличил эти льготы, но от этого они пока работать не стали. Не прописаны процедуры, должностные инструкции, не прописаны формы документов. Банально – надо подать какой-то документ на согласование в какой-то орган, так нет даже формы этого документа. Не знаешь, куда его подавать, кому нести и у кого подписывать. А льготы прописаны -  не вопрос, формально любой чиновник скажет, что льготы в законе прописаны, вот, пожалуйста, освобождайтесь, а как именно – не понятно.

То есть, льготы имеют больше декларативный характер?

Пока да, декларативный. Сейчас я знаю только одну крымскую компанию, которая пользуется этими льготами. Мы с ними не конкуренты. Хотя напряжение на этом рынке растет. Так или иначе появятся первопроходцы, возможно, этими первопроходцами будем мы. И за этими первопроходцами пойдут следующие компании. Пока это все очень сложно. При импорте техники мы, естественно, платим весь НДС, и более того, не только НДС, но еще и пошлины  от 2 до 7 %. Хотя в принципе у нас вся техника должна быть беспошлинная. Но мы вынуждены платить, потому что у таможенных органов своя позиция: все товары, которые декларируются как беспошлинные, идут по дополнительным каким-то процедурам проверки, что делает иногда просто невозможным нормальный импорт продукции. Грубо говоря, они говорят: солнечная панель – 0 %, нет, надо записать ее как такую, чтобы она попадала в пять процентов, потому что если ноль, то мы будем делать досмотры, выгрузку, обыск с собаками, с какими-то другими животными. Процедура затягивается на недели, а мы этого не можем себе позволить.

Можно обойти эти проблемы, организовав собственное производство. Как оцениваете такую перспективу?

Очень хорошо. Мы даже готовы организовать, только возникает вопрос инвестиций, потому что в Украине нет возможности получить долгосрочные инвестиции в виде кредитов на открытых рынках. Кредиты можно получить, но с существующими ставками это не для производства, а для спекуляций. А технически мы готовы к организации производства.

Как будет дальше развиваться этот рынок?

Рынок, конечно же, будет развиваться, уплотняться. Очень много заявок, потенциальных, новых игроков рынка. Официальное подорожание энергии влечет за собой, во-первых, увеличение спроса, а во-вторых, увеличение количества компаний, которые принимают решение, что они хотят быть на этом рынке.