Михаил Меркулов: Большому бизнесу нужен дух стартапа

Для предпринимателя самое важное — ценность его продукта для потребителя. СЕО Arricano Real Estate Михаил Меркулов рассказал о роли малого и среднего бизнеса в экономике страны и жизни социума
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Почему вы готовы делиться своей экспертизой, а главное — временем?

Те из инвесторов и топ-менеджеров европейского уровня, кто сейчас работает в Украине и не уехал за границу, — неисправимые оптимисты. Работая в этой стране, хочется сделать так, чтобы все окружение соответствовало внутреннему пониманию, стало лучше: магазины, транспорт, дороги. Так же, как стараешься в своем доме создать комфортные условия для себя и семьи. Вклад, который мы как бизнес можем сделать, — поделиться с молодыми предпринимателями, стартаперами тем опытом, который у нас есть.

Помощь МСБ сегодня очень важна: чем больше "подушка" из независимого малого и среднего бизнеса в стране, тем сильнее экономика и тем больше у предпринимателей ощущение свободы.

Чего вы ожидаете от этого проекта?

Для себя — это опыт менторства, которого мне всегда не хватало. Мне кажется, что ментор — это человек, который не столько советует, сколько задает правильные вопросы и таким образом направляет предпринимателя на тот путь, который для него самый оптимальный. Если бы у меня был наставник в разные сложные моменты в жизни, наверное, я был бы еще более успешным.

Чему крупный бизнес может научить малый и наоборот?

Кроме духа стартапа, который присущ малому бизнесу, я думаю, что крупный бизнес может научить всему. Мелкий и средний бизнес зачастую не обладают теми компетенциями, которые нужны для роста компании. Они совершают ошибки, которые уже когда-то сделал большой бизнес, иногда они даже становятся фатальными для мелких игроков рынка. Почти каждый из собственников малого или среднего бизнеса не смотрит в перспективу 5-10 лет, у них нет стратегии и тактики. Поэтому крупный бизнес может верно подсказать вектор развития в том, что касается системности, избегания ошибок роста, конкурентного позиционирования.

Крупные компании, в свою очередь, могут научиться командной работе и драйву, который теряется из-за масштабов структуры. В больших компаниях часто нет обратной связи, много бюрократии, сотрудники не видят своей роли в деятельности компании. Сотрудники небольших компаний видят общую цель бизнеса, они замотивированы, получают кайф от процессов и в разы эффективнее работают. И этот дух стартапа — именно то, что нужно большому бизнесу, ведь каждая большая команда состоит из множества маленьких. Это может поставить крупный бизнес на другие рельсы.

Обязательно ли малый бизнес должен вырасти до крупного?

Не обязательно, здесь вопрос в амбициях. Нужно всегда занимать свою нишу. Например, можно производить свои элитные сыры и владеть одним магазином, но сделать его лучшим в Киеве или в Украине.

Большинство успешных стран Центральной и Восточной Европы успешны лишь потому, что есть очень серьезная доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны. От 30 до 50% в таких странах, как Польша, Чехия, Словакия, — это малый и средний бизнес. Они не только создают рабочие места и товар со спросом в этой стране, но и работают на экспорт за счет недорогой рабочей силы. Это очень устойчивое основание. Мне кажется, что в Украине просто необходим большой сегмент малого и среднего бизнеса.

В чем малый и средний бизнес может конкурировать с крупным?

И малый бизнес, и средний бизнес всегда занимает свою нишу, если он жизнеспособен. Средний бизнес располагается между малым и крупным и выживает, если он хорошо обслуживает крупный бизнес и умело пользуется услугами малого. Бизнесы всех размеров — это некая система, где все взаимосвязано, целесообразно и закономерно. В Советском Союзе она не смогла функционировать, потому что не было "подушки" — малых предприятий. Когда есть огромные заводы, но нет нормальной системы обслуживания этой гигантской машины, то она не работает эффективно.

По каким критериям вы будете отбирать предпринимателей под менторство?

Самый главный критерий — ценность продукта или услуги предпринимателя для потребителя. Не важно, рынок его сбыта украинский или глобальный. Это должно быть прорывное решение с потенциалом.

То есть, первый критерий — это нужность. Второй — удовольствие: насколько предприниматель получает кайф от того, что он делает. Третий — системность и способность учиться, потому что даже если ты любишь свое дело, придумал хорошую идею, но не системен, не понимаешь, как связаны маркетинг, продажи, производство, как строить стратегию, — ты обанкротишься либо бизнес перекупят.

Как выглядит идеальный предприниматель в "вакууме"?

Он должен гореть своей идеей и заряжать ею других людей. Уметь работать с людьми, а это могут далеко не все. Я снова говорю о системности: если ты работаешь, у тебя есть классные идеи, ты системный и понимаешь, какую роль играют другие люди в твоем бизнесе, то должна быть способность находить правильных людей, которые могут помочь тебе в твоем бизнесе, быть твоими партнерами или наемными сотрудниками.

Чем вы готовы делиться в проекте, кроме своего времени?

Среди участников есть много тех, кто занимается либо ритейлом, либо производством того, что может быть реализовано через торговые центры, — это товары, услуги. Мы подумали, что было бы интересно дать возможность предпринимателю поработать в нашем торговом центре: сделать временный pop-up store, временное торговое место, чтобы бесплатно протестировать свою продукцию, проект или услугу в торговом центре.

Мне кажется, что это будет очень ценно для тех предпринимателей, у которых ограниченный бюджет, которые не могут зайти в торговый центр и подписать долгосрочный договор, заплатить сразу необходимые гарантийные платежи. За возможность теста своего продукта или услуги имеет смысл побороться.