Рынок тренинговых услуг: перезагрузка еще не закончилась

По мнению операторов рынка тренинговых услуг, если до 2008 года компании заказывали обучение персонала систематически, то сейчас обучение как статья расходов является системой лишь для международных компаний
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

«Дело» обратилось к ведущим игрокам рынка тренинговых услуг с предложением оценить нынешнее состояние рынка тренинговых услуг, пройденные им этапы и возможные перспективы. Экспертами выступили руководители компаний «НАУ консалтинг», Nordic Training International, Baltic Training Group, Golden Staff и корпорации «Бизнес-Мастер».

Старые технологии не работают, новые – на стадии формирования

Давая оценку нынешнего состояния рынка тренинговых услуг, большинство экспертов считают, что за последние два-три года данный рынок услуг сильно поменялся. Алексей Куклеев, директор и бизнес-тренер Nordic Training International, поясняет: «Если до 2008 года компании заказывали обучение систематически и в бюджетах существовали специальные статьи, то сегодня обучение является системой в основном для международных компаний. Для многих украинских компаний обучение сегодня носит характер «скорой помощи».

Елена Питерева, управляющий партнер корпорации «Бизнес-Мастер», считает, что на рынке происходит перезагрузка: старые технологии не работают, новые – либо на стадии формирования, либо на этапе «откатки». «Если раньше Запад был основным источником методик, то сейчас, в связи с тем что у Запада большие сложности, пример с них брать рискованно и чревато последствиями», – утверждает Елена. Приходится руководствоваться только тем, что реально сработало у клиента и привело к росту прибыли.

После ряда произошедших на рынке изменений Олег Хомяк, директор компании «НАУ консалтинг», нынешнее его состояние считает слабо структурированным – и по ценам, и по качеству, и по предложениям: «В силу кризиса запросы клиентов стали более индивидуализированными, никто не хочет платить за стандартный и массовый продукт, клиенты ищут решения под свои ситуации и свои возможности. Заказчики стали более жестко привязываться к желаемому результату тренинга. Тренеры стали создавать свои авторские программы, так как из-за сворачивания рынка обострилась конкуренция».

Положительные тенденции на рынке пока отмечает лишь Оксана Воронина, учредитель компании Baltic Training Group, бизнес-тренер и руководитель тренерского департамента. По ее данным, относительно корпоративного обучения на рынке наблюдается тенденция к росту, компании начали закладывать бюджеты на обучение. А вот рынок открытых тренингов еще такой динамики не показывает.

Марина Щервянина, руководитель Центра бизнес-обучения группы компаний Golden Staff, отмечает, что рынок далек от своего насыщения и есть потенциал для вывода новых продуктов. И в том, что происходит с рынком, она видит его стабильное развитие.

Выжили немногие…

Кризис, безусловно, значительно повлиял на бизнес тренинговых компаний. Можно сказать, что данный рынок был в некоторой степени парализован, так как большинство компаний – потенциальных заказчиков тренингов для своего персонала – вынуждены были сократить бюджеты на обучение. «Кризисный период в экономике сыграл роль хорошего сита. Тренинговый рынок потерял малопрофессиональных игроков. Продолжают работать только самые профессиональные, сильные и крупные провайдеры», – говорит Оксана Воронина.

Среди других явлений, сопровождавших «процесс чистки рынка», Марина Щервянина и Елена Питерева отмечают резкое падение объемов заказов. «У клиентов повысился уровень требований к предоставлению консалтинговых услуг, уровню профессионализма тренера. Без продуцирования уникальных и инновационных технологий тренинговую компанию можно было бы закрывать», – резюмирует Елена Питерева. И соглашается с утверждением, что в игре остались лишь профессионалы – кризис смел с рынка тренеров и консультантов-аматоров.

Олег Хомяк, констатируя, что рынок, действительно, ужался после осени 2008 года, описал стратегию выживания тренинговых компаний так: «Компании вынуждены были дифференцироваться и создавать авторские продукты». Это, по его мнению, полезно влияет на качество и разнообразие предлагаемых продуктов.

Какие этапы прошел рынок тренинговых услуг

Говоря о новом послекризисном этапе жизни рынка, важно оценить в целом, какой путь был пройден. Например, Олег Хомяк выделил в его развитии такие четыре этапа:

1.     Зарождение  – 1991–2002 гг. Основные заказчики – иностранные компании, привносившие свои стандарты, тренеры самостоятельно формируют свое мастерство.

2.     Массовый рынок – 2002–2008 гг. Украинские компании активно стали использовать тренинги. В тренеры подались специалисты из бизнеса, используя это как более легкий способ зарабатывать деньги. Конкуренция – слабая, так как предложение соответствовало спросу.

3.     Кризис – 2008-2009 гг. Сворачивание рынка, развитие внутренних учебных центров, попытки выстраивания новой модели.

4.     С 2010 года по настоящее время – тенденция к дифференциации и авторским программам, ориентация клиентов на результат тренингов, а не названия и темы.

За последнее годы, по мнению Оксаны Ворониной, отмечается тенденция к специализации тренинговых компаний. «Те, кто раньше обучал всех и всему, находят свою конкретную нишу. Это их способ удержаться на рынке. Многие тренеры, кто видит в себе достаточно сил, уходят во фриланс, создавая компании «имени себя», – говорит Воронина.

Характеризуя пройденный путь, Елена Питерева описывает развитие рынка следующим образом:  до 2007 года клиентам было интересно практически все и за любые деньги. В 2008–2010 гг. обучение компании проводили только в критических ситуациях, по ценам в два раза меньшим, чем в предыдущем периоде. А с 2011 года наступило оживление, потепление, обновление. «Но ключевое правило игры сегодня звучит так: «Нет гарантий результата – нет заказа». Клиент четко знает, Что и Когда он хочет получить за свои инвестиции», – говорит она. Аналогично высказывается и Марина Щервянина: «Заказчики стали разборчивее и требовательнее. И это способствует тому, что тренинговый продукт становится все качественнее».

По мнению экспертов, сегодня у тренинговых компаний есть заказы, только если они могут предметно ответить на проблему клиента – ответить технологией, методикой, практикой и, конечно же, результатами.

Заказчики хотят научиться продавать, продавать и еще раз продавать

По поводу того, какие виды тренингов популярны, все эксперты в один голос говорят о многолетней востребованности тренингов по продажам. «Всегда, как и сейчас, значительную часть рынка занимает обучение продажам», – констатирует Оксана Воронина. Елена Питерева с ней согласна: «Всегда популярны тренинги по продажам: управление продажами, увеличение объемов продаж, удержание клиентов, технологии продаж для менеджеров». «Как и ранее, для коммерческих структур наиболее востребованными остаются тренинги по продажам, переговорам и управлению»,  – резюмирует Алексей Куклеев.

На втором месте называются тренинги для высшего звена: лидерство, личностная эффективность руководителя, новые технологии управления людьми (например, как нанять и удержать высококвалифицированного и дорогого специалиста за малые деньги). То есть особо актуальны программы развития лидерских качеств и управленческих компетенций. Много людей задумалось о новой работе, и рынок отреагировал соответствующе. Появилось немало интересных программ по личному развитию.

Кроме того, на рынке наблюдается потребность в тренингах по жестким переговорам и  выросла потребность в тренингах для тренеров. Многие компании стремятся обучить внутренних тренеров или обучить тренерским навыкам руководителей департаментов.

Олег Хомяк подводит итог следующим образом: "Продажи и менеджмент всегда были и есть популярны, а по длительности популярны 2-дневные тренинги и системные программы обучения (на период 1, 2, 3 года)".

Действительно, если оценивать тренинги по длительности, то наблюдается тенденция к сокращению сроков обучения, и сейчас рынок больше тянется к однодневным и двухдневным тренингам.

Например, компания Golden Staff в связи с кризисом основной акцент сделала на 1-дневные (низкобюджетные) тренинги. Хотя если речь идет о корпоративных тренингах и тренингах личностного роста, то компания ориентирована на 2-дневные тренинги. Спросом в Golden Staff обычно пользовались тренинги для топ-менеджмента и менеджеров среднего звена. «Популярность тренингов для управленцев оправдана, ведь именно они оказывают наибольшее влияние на процессы внутри компании. От их действий и решений зависит то, с каким темпом, настроением и внутренней готовностью будут развиваться их подчиненные и, как следствие, вся компания в целом», – говорит Марина Щервянина. Также она отмечает востребованность тренингов для внутренних специалистов по обучению и развитию персонала. То есть компании старались обучить своих собственных сотрудников-тренеров, чтобы в дальнейшем меньше обращаться к сторонним провайдерам.

Кто какую нишу облюбовал

Необходимость дифференциации и специализации поняли во многих тренинговых компаниях. Так, Оксана Воронина полагает, что Baltic Training Group стала экспертом в развитии лидерских и управленческих компетенций, специализируясь на менеджменте и лидерстве. Поэтому компания намерена и дальше развиваться в этих направлениях.

Олег Хомяк считает, что для «НАУ консалтинг» наиболее перспективны системные программы обучения специалистов продаж, управленцев среднего звена, программы личной эффективности, стратегические сессии (организационно-командные игры), обучение специалистов фармацевтического рынка. Причем  Олег Хомяк уверен, что его компания является ведущей тренинговой компанией на фармрынке.

Алексей Куклеев появление новых разработок в своей компании объясняет тем, что возросшая конкуренция и определенное затишье на рынке дали всем возможность взглянуть по-другому на методы и формы обучения, предлагаемые в образовании в общем. Работая в Европе, Украине, России, США и Китае, компания Nordic Training International провела анализ потребностей своих заказчиков. В результате появились идеи и единомышленники для новых разработок. В сфере бизнеса – это бизнес-игры и бизнес-симуляции по продажам, переговорам, стратегическому мышлению, коммуникации, планированию и др. В области высшего образования – Высшая европейская школа бизнеса, высшее европейское образование. Для среднего образования были предложены школьные игры по биологии, химии, физике, математике и др. предметам. Перспективность игры как метода подтверждает тот факт, что игры уже в обязательном порядке введены в систему образования ряда стран.

В Golden Staff в дальнейшем акцент намерены делать на узкоспециализированные программы для бизнес-тренеров, организационных коучей и среднего менеджмента, которые они смогут самостоятельно транслировать дальше на всю компанию – программы по коучингу здоровья в организации, профилактике эмоционального выгорания, коучинг-менеджмент личной эффективности, экзистенциальному коучингу, программы для бизнес-тренеров с передачей технологий обучения и т. д.