Топ-10 изменений, которые вносит новый закон "О высшем образовании"

Delo.UA проанализировало принятый в первом чтении законопроект "О высшем образовании". Какие изменения ожидают высшую школу в случае принятия документа в нынешней редакции
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вчера, 7 апреля, Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект № 1187-2 "О высшем образовании". За соответствующее решение проголосовало 230 народных депутатов.

Законопроект "О высшем образовании" был разработан еще в 2012 году рабочей группой, которую возглавлял ректор НТУУ "КПИ" Михаил Згуровский. Работа над законопроектом осуществлялась на основе широкого обсуждения представителями общественности, студенчества и организаций.

Какие инновации несет законопроект "О высшем образовании"?

Ученые степени. Устанавливаются следующие образовательно-квалификационные уровни и степени: квалифицированный работник, младший специалист, бакалавр, магистр, доктор философии и доктор наук. Степени "специалист" больше не будет, как и кандидата наук (ст. 5).

Дипломы. Вузы имеют право выдавать дипломы как государственного образца, так и "собственные документы о высшем образовании" (ст. 7). Вузы также имеют право выдавать совместные дипломы, в том числе с иностранными вузами (для этого должно быть принято решение педагогических советов вузов). Если студент одновременно получает две специальности, он получает двойной диплом.

База данных. Вся информация о выданных дипломах вносится вузами в Единую государственную электронную базу по вопросам образования (ст. 8). Доступ к этой базе должен осуществляться через официальный сайт Минобразования.

Нацагентство. Создается Национальное агентство по качеству высшего образования (ст. 17-22), в состав которого должны войти все высшие учебные заведения вне зависимости от формы собственности. Агентство будет наделено следующими полномочиями: анализ качества образовательной деятельности вузов, лицензионная экспертиза, формирование единой базы специальностей, утверждение стандартов высшего образования, аккредитация специальностей. Раз в год агентство должно обнародовать результаты своей работы. Агентство будет состоять из 15 членов.

Отмена аккредитации вузов. Формулировка "учебные заведения III-IV уровня аккредитации" уходит в бытие. Высшие учебные заведения будут делиться на три типа (ст. 28):

  • Университет
  • Академия, институт
  • Колледж

В отличие от университета, институты и академии могут быть лишь отраслевыми учебными заведениями. Колледжи осуществляют подготовку на уровне младшего специалиста.

Статус. Устанавливается новый порядок получения статуса "национальный" и "исследовательский" вуз (ст. 29-30). Статус национального вуза может присвоить президент Украины по предложению Национального агентства по качеству высшего образования. Национальный вуз получает на приоритетных началах финансирование на осуществление научной и научно-технической деятельности, на покупку научного и учебного оборудования, компьютерных программ за счет госбюджета. Национальный вуз, который обеспечивает "прорывное развитие государства в отдельных отраслях науки", получает статус "исследовательского". Присваивает такой статус Кабмин на конкурсных условиях сроком на семь лет.

Расширение автономии вузов(ст. 32). Деятельность вузов в Украине базируется на принципах автономии и самоуправления, в том числе и в финансовой сфере. Учебные заведения имеют право:

  • Самостоятельно определять организацию учебного процесса
  • Выбирать типы программ подготовки бакалавров и магистров
  • Признавать учебные степени, полученные в иностранных вузах
  • Предоставлять дополнительные учебные услуги
  • Создавать и реорганизовать свои структурные подразделения
  • Осуществлять совместную деятельность с другими вузами
  • Присуждать учебные степени
  • Пользоваться собственными земельными участками
  • Проводить финансово-хозяйственную деятельность
  • Распоряжаться собственными финансовыми поступлениями, в том числе полученными от предоставления дополнительных платных услуг
  • Открывать текущие и депозитные счета в банках

Процедура поступления в вуз(ст. 45-46). Прием абитуриента для получения степени младшего специалиста или бакалавра осуществляется по результатам независимого внешнего тестирования и конкурса их творческих/физических способностей, а также учитывает средний балл аттестата. Правила приема определяет вуз, однако доля сертификата внешнего оценивания в конкурсном балле должна быть не меньше 20%, средний бал аттестата должен занимать не более 10%, а доля конкурса творческих/физических способностей абитуриента не должна превышать 50% общего балла. Законопроект прописывает принципы проведения независимого внешнего тестирования.

Стипендии(ст. 63). Студенты могут получать "социальные" или "академические" стипендии. Размер этих стипендий определяет Кабмин. Разница между социальными и академическими стипендиями в законопроекте не расписана. Размер минимальной стипендии для младшего специалиста не может быть меньше трети размера прожиточного минимума, для бакалавра и магистра — не ниже размера прожиточного минимума. На данный момент размер прожиточного минимума составляет 1176 грн. Люди, которые достигли значительных успехов в учебе/научной деятельности, могут претендовать на персональные стипендии.

Отработка. В законопроекте отсутствует норма об обязательной отработке трех лет для студентов вузов, обучавшихся за счет государственного или местного бюджетов. Ранее действовала норма обязательной отработки выпускниками медицинских, педагогических и правоохранительных вузов по госзаказу трехлетнего стажа в бюджетных организациях.