Что готовит банкам НБУ

НБУ наконец-то серьезно взялся за поиск выхода из возникшей кризисной ситуации на валютном рынке. Он понизил официальный курс до рыночного, отпустил его в вольное плавание и внедрил два постановления, которые по-новому регулируют банковскую деятельность
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Первый свой четырехлетний рекорд гривня поставила 28 января, когда наличный курс вырос до 8,6 грн. Тогда убавить темпы валюте помогло вмешательство Нацбанка, который начал продавать доллар по 8,4, а также новость об отставке Азарова и отмена "диктаторских" законов, что воспринялось как достижение определенных успехов на пути урегулирования политического кризиса.

Но когда на уходящей неделе курс доллара на межбанке взял очередную высоту в 9 грн/$, а наличный курс валют от рекорда отделяли всего пять копеек, стало понятно, что без жестких инструментов регулирования гривне не удержаться.

Интервенции Нацбанка, которые, по итогам января составили $1,7 млрд, оказались бесполезны. Елена Щербакова, директор генерального департамента денежно-кредитной политики Нацбанка, заявила: "Мы начали серьезно мониторить ситуацию с 24-25 января, до этого мы работали в обычном режиме. Но когда мы поняли, что классические методы (интервенции) не срабатывают, вынуждены были ввести административные ограничения".

Достигнув рубежа в 9 грн, курс вызвал новую тревогу — не приведет ли это к обесцениванию гривневых депозитов, если они по доходности уже сравнялись с валютными?

Исправить положение

По официальным сообщениям НБУ, в декабре-январе несмотря на скачки курса оттока гривневых депозитов в стране не наблюдалось. Актуальной статистики же на сайте ведомства, которая позволила бы объективно оценить динамику вкладов, нет: последние данные датируются ноябрем 2013 года.

В тоже время одной из принятых для поддержки курса гривни мер было введение постановлением №48 кредитов сроком на 360 дней, которые можно будет получить на тендерах по поддержке ликвидности. Эти деньги НБУ даст банкам, которые столкнулись со значительным оттоком депозитов. Нацбанк компенсирует сумму, в размере которой произошел отток, под 19,5% годовых. Займы НБУ выдаст под залог госбумаг или валюты.

С одной стороны, этим жестом НБУ признает, что все-таки проблемы с оттоком депозитов имеются. С другой стороны, за предоставленные средства Нацбанк поставил драконовские проценты. Стандартной ставкой в таких случаях раньше были 6,5% годовых. Повышение до 19,5% глава совета НАБУ Роман Шпек назвал "ставкой на честность".

Поставленный Нацбанком процент совершенно невыгоден банкам, ведь средняя ставка по гривневым депозитам составляет 18,3%. Потому в НБУ решили, что на подобный кредит пойдут только те банки, которым он действительно понадобится, а высокий процент отсечет желающих путем подтасовки финрезультатов получить дополнительные средства.

Второе постановление — №49 "О мерах относительно деятельности банков и проведения валютных операций" — по большому счету направлено на ограничение возможностей для валютных операций.

В частности, согласно этому постановлению любые действия по переводу средств, которые банк производит по поручению юрлица или физлица-предпринимателя, совершаются в пределах той суммы, которая была на счету на начало дня. Даже если в течение дня на счет поступила дополнительная сумма, операции с ней можно будет проводить только на следующий день.

Кроме того, этим постановлением был установлен запрет на покупку иностранной валюты за гривни на межбанковском валютном рынке Украины для инвестиций за рубеж, покрытия части страховых резервов страховщиками и досрочного погашения кредитов в иностранной валюте. Цель такого мероприятия — ограничить отток валюты за предел страны.

Еще одним пунктом постановления вводится новый режим торгов, который связывает руки тем, кто желает заработать на разнице курсов.

До сегодняшнего дня действовал режим торгов Т+0, который подразумевал, что все расчеты будут производится в тот же день, когда заключается сделка. Это позволяло не только быстро работать бизнесу, который мог рассчитаться по сделкам в течение кратчайшего срока, но в тоже время открывало простор для спекулянтов валютного рынка, которые совершали сделки по покупке и продаже валюты не для расчетов по операциям, а для заработка на разнице курса.

Теперь НБУ ввел режим Т+5, который подразумевает, что ко дню совершения сделки прибавляется пять дней. Получается, что расчет происходит на шестой день, причем по тому курсу, который будет действовать на день расчета.

Жить или не жить?

После того как доллар подскочил до 9,6 грн и Нацбанк начал активнее искать выход из сложившегося кризиса, введенные им постановления, а также выкуп Нацбанком валюты 7 февраля на межбанке дали определенные результаты. К закрытию торгов на межбанковском валютном рынке Украины курс доллара опустился до 8,5300/8,5400 грн.

Центробанк зашевелился как раз вовремя, ведь по оценкам зарубежных экспертов, для украинской банковской системы "смертельна" девальвация гривни в 20% — до курса 9,5 грн/$. При таком курсе большинству банков потребуется рефинансирование.

В отделе стратегического планирования UniCredit Bank считают, что официальные корректировки курсов позволяют НБУ достичь сразу нескольких целей. А именно: сдерживать спрос на валюту на внутреннем рынке; сохранить золотовалютные резервы в противовес чрезмерным интервенциям на рынке; поддержать экспортеров и усилить платежный баланс в целом.

"В то же время, — отмечают в банке, — новый официальный курс практически совпадает с рыночными ставками, что подводит валютную политику вплотную к требованиям МВФ".

На понедельник НБУ уже снизил официальный курс доллара до 8,52. К какому значению теперь придет курс, банкиры не берутся говорить. Одно понятно: "эпохе 7,99" пришел конец, а НБУ взялся за спекулянтов. Все это должно принести позитивный эффект как для банковского сектора, так и экономики в целом. Однако в будущем могут также всплыть и изъяны в тексте постановлений, которого еще нет в общем доступе. Даже глава ПриватБанка Александр Дубилет сегодня признался, что полного текста нововведений НБУ еще не видел. Поэтому можно утверждать, что сюрпризы от регулятора еще не закончились.