Новые правила ОСАГО увеличат убыточность страховщиков

Вчера Верховная Рада приняла поправки в Закон об обязательном автостраховании. По словам операторов рынка, принятие закона повлечет рост убыточности страховщиков, а в течение года — рост тарифов

Пресловутый документ предусматривает пятикратное повышение размера отчислений в Гарантийный фонд для страховщиков на внутреннем рынке автогражданки — до EUR500 тыс., а для страховщиков-членов системы "Зеленая карта" двукратное — до 1 млн. гривен, пишут "Экономические известия".

Увеличатся и расходы на содержание самого Моторного транспортного страхового бюро — до уровня не менее 1% полученных страховых платежей.

Размер отчислений в МТСБУ прописан расплывчато

Кроме того, ко второму чтению в документе успели прописать недавно возникшую идею о создании четвертого фонда МТСБУ, призванного помогать страховщикам, испытывающим временные финансовые трудности. Размер отчислений в этот фонд четко не прописан и отдан на откуп Бюро.

Расплывчатая формулировка говорит лишь, что это будет "сумма премий по ОСАГО за вычетом: обязательных отчислений в другие централизованные страховые резервные фонды МТСБУ, премий, выплаченных перестраховщикам, затрат на ведение дела, а также средств, фактически перечисленных как страховые выплаты по договорам страхования".

Таким образом, может оказаться, что МТСБУ потребует от своих членов перечисления в фонд части или всей суммы страховых резервов, которые обязан формировать страховщик. Напомним, ранее Вадим Загребной, гендиректор МТСБУ, утверждал, что этот фонд создается временно и просуществует не более двух лет.

Поднялись выплаты за ущерб, нанесенный жизни и здоровью

Еще одним немаловажным новшеством документа является урегулирование размера выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью. В частности, за каждый день лечения пострадавший будет получать минимум 1/30 минимальной заработной палаты (с 1 декабря — 1004 грн.). Если увечья повлекли признание пострадавшего инвалидом I группы, выплата составит 36 минимальных зарплат (то есть 35,46 тыс. грн.), II группы — 18 (17,73 тыс. грн.) и III — 12 (11,82 тыс. грн.). В случае гибели при ДТП минимальная сумма возмещения семье пострадавшего составит 35,46 тыс. грн.

Еще 11,82 тыс. грн. страховщик выплатит на похоронные расходы и сооружение надгробия.

При этом закон допускает возмещение убытков, даже если смерть потерпевшего в ДТП произошла в течение года после происшествия, но оказалась его следствием. По мнению авторов документа, это повысит социальный эффект автогражданки.

Сегодня возмещение за ущерб жизни и здоровью составляет только 5% от всех выплат. А из 35 тыс. травмированных в ходе ДТП граждан в прошлом году за выплатами к страховщику обратилась лишь десятая часть. Отчасти такой низкий эффект связан с "бесплатностью" медицины в Украине, когда основные затраты на лечение пострадавший не в состоянии подтвердить документально.

Нововведения могут ухудшить конкурентную среду

С одной стороны, крупные страховщики довольны повышением размера отчислений, ведь это позволит если не улучшить конкурентную среду на рынке, то хотя бы снизить финансовое давление на страховщиков в случае банкротства кого-то из членов МТСБУ. При этом массового исхода из рядов бюро не ожидается.

В Лиге страховых организаций провели опрос своих членов, которые являются также членами МТСБУ, и выяснили, что оптимальным было бы поднятие финансовой планки до EUR300 тыс., но и EUR500 тыс. будет выполнимо для большинства из них.

А вот Андрей Перетяжко, первый зампредправления СК "АХА Страхование" отмечает, что этот шаг может иметь обратный эффект. "Вместо антидемпингового эффекта это может вызвать желание у некоторых страховщиков в кратчайшие сроки любыми методами вернуть дополнительно вложенные средства, что еще больше ухудшит конкурентную среду",— опасается он.

Этот процесс начался еще в прошлом году, и пока регуляторы никак не могут на него повлиять. "В 2011 г. мы наблюдали демпинг и выплату высоких комиссий. Рост тарифов по ГО сделал этот вид привлекательным каналом по привлечению оборотных средств. Доля классических компаний на рынке ГО уменьшилась и произошел переток клиентов к демпингующим. Эта тенденция сохранится и в первом полугодии 2012 г. Если будут наблюдаться активные действия со стороны МТСБУ, то уже во втором полугодии эта практика прекратится, а ряд страховщиков принудительно или через банкротство покинет МТСБУ",— рассказал Гари Андреасян, гендиректор СК "Аllianz Украина".

Некоторые страховщики могут отказываться от ОСАГО

Документ, по мнению экспертов, не предусматривает главного, обязательства качественно формировать страховые резервы, а для Госфинуслуг и МТСБУ — права ежедневно контролировать формирование резервов. Повышение тарифов, состоявшееся осенью прошлого года, а также новый порядок выплат за ущерб жизни и здоровью повлекут повышение убыточности этого вида страхования.

И ныне демпингующие СК, отдавая в качестве комиссии до 50% платежа, столкнутся с валом выплат, произвести которые из-за недорезервирования будут не в состоянии.

"Рост выплат по жизни и здоровью сделает этот вид более убыточным, но говорить о повышении тарифов мы сможем только тогда, когда появится статистика роста этих выплат, то есть не ранее, чем через год. До того времени страховщикам придется стоять на паперти у государства и просить о повышении тарифов, или снижать свои расходы на этот вид страхования, или частично отказываться от него",— предполагает господин Перетяжко.

Напоследок отметим, что законодатель предусмотрел переходной период по увеличению размера взноса в гарантийный фонд — один год. Учитывая, что документ вступил в силу через три месяца, у страховщиков есть еще 15 месяцев, чтобы объяснить акционерам необходимость изъятия оборотных средств компании для получения права работать на демпингующем и непрозрачном рынке.

Как сообщало "Дело",новый глава Нацфинуслуг Андрей Стасевский рассказал, что будет добиваться ветирования новых законопроектов о страховании, если Верховная Рада их примет в нынешней редакции