- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Анатолий Матешко: Украинское телевидение освобождается от российского заказа с их потребностями и цензурой
Анатолий Матешко многим телезрителям известен как режиссер первого успешного остросюжетного телесериала "День рождения буржуя". Премьера телефильма украинско-российского производства состоялась в начале XXI века в эфире телеканала "1+1".
В России сериал транслировался в эфире пяти телеканалов, в том числе и на "Первом". Успех был связан с близкой телеаудитории темой 1990-х: главным героем истории выступил киевский бизнесмен по прозвищу "Буржуй", а компанию ему составили бандиты и аферисты.
Еще один известный сериал в фильмографии Матешко — три выпуска телефильмов о Даше Васильевой, героине русской писательницы Дарьи Донцовой. Всего же в фильмографии режиссера — более 20-ти телесериалов и коммерческих фильмов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaАнатолий Матешко на съемках нового сериала "Тройная защита". Фото: Виталий Головин
В украинском кино новой волны Анатолий Матешко представлен детским мюзиклом "Трубач", снятым в 2014 году. Герой фильма преодолевает проблемы, характерные в Украине скорее для гражданского общества, чем для детей: отстаивает свою точку зрения и борется с коррупцией. Фильм отличает совершенно новая для украинского кино, ориентированного на детскую и семейную аудиторию, зрелищность и качество. При этом о серьезных вещах автор фильма рассказал в жанре легкой ненавязчивой комедии.
Судьба у картины "Трубач", в съемки которого было вложено 16 миллионов государственных гривень, пока драматическая. В 2014-м году этот фильм наряду с лентами "Племя" и "Поводырь" был в числе претендентов Украинского Оскаровского комитета как "Лучший фильм на иностранном языке". Но в свете разгоревшегося скандала о нем мало кто вспомнил. А пробиться на широкие экраны после премьеры в конце марта 2014-го он так и не смог, как и многие другие украинские работы. Ведь дистрибьюторские кинокомпании-монополисты в успех отечественного кино пока не верят и не включают его в списки фильмов, которые предлагают украинским кинотеатрам. А организацией показов "Трубача", к примеру, в Луганской области режиссер вынужден был заниматься сам, выполняя работу продюсера проекта Ольги Журженко, уехавшей в Лос-Анджелес.
Правда, фильм отметили на Международном фестивале "Чилдрен Кинофест", где он стал бронзовым призером, а также его показали на "Молодости" в международном конкурсе "Молодость — детям". И скоро "Трубач" появился в открытом доступе в онлайн-кинотеатре Megogo.
Еще один неожиданный фильм от Анатолия Матешко — военная драма "Captum (lat. Плен)". Это фильм, как можно предполагать, о захваченных в плен на востоке Украины и преодолении человечности в желании выжить. По сюжету женщина прибывает в заброшенный поселок, чтобы спасти своего захваченного сына. В фильме нет ни привязок к географии, ни опознавательных знаков сторон противодействия, а все герои говорят на русском.
Премьеру ленты, состоявшуюся в рамках Одесского международного кинофестиваля, критики встретили холодно. В укор режиссеру ставили и театральную манеру игры актеров (Остап Ступка, Лариса Руснак, Владимир Горянский), и театральные же декорации фильма, и драматургию, и желание зацепить зрителя за живое прямолинейными сценами жестокости.
Поднимая дискуссионную и социально значимую тему — ведь "Плен" у многих зрителей вызвал ассоциации с переполненными похищенными людьми подвалами на востоке Украины — Анатолий Матешко попытался совершить невозможное: сделать выводы о военных событиях ранее, чем они закончатся — по его словам, "осмыслить на персональном уровне". "Война раскрывает истинную сущность человека, а плен превращает его в загнанного зверя", — свидетельствует официальный синопсис картины. Фильм был снят на личные средства продюсера "Плена" Антона Сладкевича. Съемки длились всего неделю, что диктовалось небольшим бюджетом в $100 тысяч.
Планировалось, что фильм на актуальную тему покажут в кинотеатрах в октябре прошлого года. В итоге B&H film distribution выпускает ленту в прокат с завтрашнего дня, 4 февраля. Глава дистрибьюторской компании Богдан Батрух пообещал СМИ, что прокат "Плена" будет таким же масштабным, как и "Поводыря", которого показали в более 100 кинотеатрах страны.
Тем временем Анатолий Матешко продолжает заниматься привычным ремеслом — снимать сериалы. С его участием Fresh Production совместно с телеканалом "Украина" готовит сериал "на экспорт" при участии украинских актеров. "Тройная защита" — продукт, ориентированный не на Россию, а на западное телевидение, подчеркивает режиссер.
Мы побывали на съемочной площадке сериала и успели задать несколько вопросов Анатолию Матешко. О том, что там происходит — в фоторепортаже Виталия Головина.
С режиссером беседовала Елена Коркодым, киножурналист, обозреватель "Детектор медиа", специально для проекта "Снято в Украине".
Телевизионное кино на 16 серий
Обычно на этом заброшенном заводе действует байкерская мастерская. Но сейчас деятельность последнего приостановлена — здесь идут съемки сериала "Тройная защита".
Этот телефильм создается в новых рыночных условиях: согласно вступившему в силу закону, украинские телеканалы не могут больше заполнять эфир российским "мылом", потому возникла огромная потребность в собственном, украинском продукте, который активно создают в данный момент все отечественные продакшены.
В продакшен компании бюджет проекта не называют, но уточняют, что сериал ориентирован как на прайм-тайм телеканала "Украина", так и на зарубежные рынки, и уже сейчас заинтересованность проявляет французский дистрибьютор.
Сюжет сериала цементируют взаимоотношения троих друзей — Владимира, Бориса и Тамары — в реалиях современной Украины. Один из аспектов истории — как тридцатилетние начинают жизнь заново. Над сценарием писатель Андрей Кокотюха начал работу четыре года назад, причем задумал сюжет совместно с Анатолием Матешко. Затем свои идеи привнесла соавтор Анастасия Матешко — в частности, в отношении главной героини, которую играет Маша Ефросинина.
Съемочные будни Маши Ефросининой. Фото: Виталий Головин
Андрей Кокотюха "Тройную защиту" позиционирует как первый в Украине драматический сериал. Хотя у представителей украинских продакшенов могут найтись и собственные претенденты на главное открытие в жанре драмы.
"После "Дня рождения Буржуя", то есть после 2000-го года, драматических горизонтальных историй украинские авторы не писали, а режиссеры не снимали. А 16 серий за раз в жанре драмы, а не теленовеллы, телевизионное кино на 16 серий — такого марафона никто в Украине не проходил", — аргументирует Кокотюха.
Как отмечает режиссер и соавтор сценария Анатолий Матешко, "Тройная защита" — заявка на западный подход к телепроизводству: "В этой истории удалось отстоять внесистемных героев, анархистов-индивидуальностей. Это западный подход, когда герои независимы и пребывают в постоянном конфликте с различными системами. А еще удалось отстоять охоту на маньяка как основную линию. У нас боятся таких тем, хотя противостояние "герой — монстр" — принцип любой сказки. Мы рассказываем городскую сказку для взрослых. Наш сериал украинский по форме, западный по существу. Там не будет ничего русского, кроме разве что языка".
А вот и топка для российских сценариев. Фото: Виталий Головин
Анатолий, почему согласились работать над этим сериалом?
Дело в том, что эту историю мы давно придумывали вместе с Андреем Кокотюхой и Настей Матешко, еще лет пять назад. И только сегодня нам предоставилась возможность, благодаря каналу "Украина", ее реализовать: экспериментируем, соединяя два жанра — детектив и мелодраму. Если говорить о драматической составляющей нашей истории, то она о том, как человек в зрелом возрасте начинает жизнь с нуля. Это достаточно тернистый и сложный путь.
Что для вас изменилось в сериальном производстве со времен съемок "Дня рождения буржуя"?
У нас уже появился свой зритель, который вырос на сериалах. Это довольно большая аудитория, на которую каналы сегодня ориентируются и вынуждены с ней считаться.
В сложившейся ситуации, когда под запретом оказался продукт российского производства, наши каналы вынуждены самостоятельно производить продукт. Украина была частью российского контента и основную прибыль получала с их рынка, мы выполняли российский заказ с их потребностями, цензурой и предписаниями. Сейчас мы более свободны, нас больше вдохновляют сериалы западного производства.
На каком языке говорят герои сериала?
Наши герои говорят и по-украински, и по-русски. Но поскольку это коммерческий проект, то основной язык сериала — русский.
Как вы относитесь к фильмам и сериалам на русском после событий Революции Достоинства и войны на востоке Украины?
Русскоязычные люди воевали и продолжают биться за Украину с не меньшим патриотизмом, чем украиноговорящие. И те и другие прекрасно понимают друг друга.
Я не против, когда сегодня в Украине снимается кино и на английском. А для развития украинского языка само государство, кроме указов и деклараций, мало что делает. Оно не вкладывает достаточно средств в духовное развитие нации. Не вижу сегодня от наших политиков какой-то гибкой, реальной программы способной приблизить решение этой проблемы. Как, впрочем, не слышу сегодня настоящей, реально действующей, а не популистской национальной идеи.
На кого из актеров вы делаете ставку?
На новые лица. У нас будет много актерских дебютов — надеюсь, открытий. Главную героиню играет Маша Ефросинина. У нее в этой драматической истории своеобразный дебют. Уверен, зритель откроет ее с неожиданной для себя стороны. Будет сниматься также Андрей Саминин, которого я очень люблю.
Насколько происходящее в этом сериале типично для украинцев? Или это универсальная история?
Хотелось, чтобы это была универсальная история. У нас нет задачи показать современную действительность, но так или иначе она отражена.
Мы снимаем на улицах города — погружаем героев в реальную среду. Очень интересно наблюдать за людьми, которые попадают в кадр и продолжают жить своей жизнью: кто-то разговаривает по телефону, кто-то ссорится с девушкой, кто-то целуется — и на этом фоне разворачиваются события нашего фильма. Актеры растворяются в среде, и это производит какой-то магический эффект.
В кино вы заметно экспериментируете с жанрами — то детский мюзикл "Трубач", то военная драма "Плен", то замысел снять вестерн. Почему?
Все время хочется обновлений.
Ваш фильм "Плен" шокировал сценами пыток, а в сериале "Тройная защита" речь идет о маньяке. Как вы определяете болевой порог в отношении сцен с жестокостью и насилием? Чем они оправданы?
Все должно органично вписываться в жанр.
Ранее вы снимались в российских фильмах и сотрудничали с российскими кинематографистами. Как повлияли на эти взаимоотношения события в Украине?
Скажу откровенно: общаемся меньше. Какие-то связи обнулились, а другие, наоборот, открылись. Мои друзья, например, в России выходили на митинги в защиту Украины, их арестовывали. За этим, конечно же, наблюдать интересно, но больно.
За лучший украинский фильм можно проголосовать на странице рейтинга "Снято в Украине"