Что стоит и что не стоит смотреть на Киевском международном кинофестивале

В Киеве стартовал международный кинофестиваль. Он продлиться до 22 сентября. По просьбе www.delo.ua программу фестиваля прокомментировал кинокритик Сергей Васильев.

В Киеве стартовал кинофестиваль Полнометражные фильмы конкурсной программы будут показывать на большом экране, установленном на Софиевскрй площади. Кроткометражные ленты конкурса можно буде посмотреть в зале "Золотых ворот". Подробней о программе кинофестиваля читайте здесь.

Фильмы, которые стоит посмотреть

1. Монтевидео, вкус мечты. Режиссер Драган Бьелогрлич (Сербия, 2011). Конкурсная программа.

Трогательный исторический фильм о молодой сборной Югославии по футболу, собравшейся ехать на первый Чемпионат мира – без денег, достаточного количества футболистов и поддержки властей. События показаны глазами мальчика-чистильщика обуви, который волею случая оказался в центре событий.

Фильм с легкостью завоевывает зрителя. В нем два сложных любовных треугольника, напряженное соперничество белградских футбольных клубов, много искренней мужской дружбы, море курьезных сцен и колоритных персонажей второго плана, которые благодаря Эмиру Кустурице давно стали «знаком качества» балканского кино. Искрометный юмор временами оттеняют и трагичные ноты, но в итоге выходит очень жизнеутверждающая, позитивная лента. Сербия уже выдвинула ее на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

2. Я скажу тебе «Да». Режиссер Эудженио Каппучьо (Италия, 2011). Фильм-закрытие фестиваля.

Комедия о том, что жизнь всегда дает человеку второй шанс. Когда-то давно и очень недолго Пьеро был звездой эстрады, а теперь работает официантом в провинциальном ресторане бывшей жены. Телевидение приглашает его в Рим исполнить свой знаменитый «хит 80-х». Меланхоличный герой наклеивает парик, достает из шкафа старомодный костюм, в котором выступал, и отправляется в столицу.

Фильм удачно обыгрывает итальянское поклонение перед телевидением, звездами и скандалом. Вопреки внутренней скованности героя, которого отлично играет Эмилио Солфрицци, действие разворачивается необыкновенно энергично. Волею случая в Риме Пьеро знакомится с сексапильной аргентинкой, попадает в скандальные объективы камер папарацци и даже оказывается в США.

3. Хель. Режиссер Кинга Дембска (Польша / Чехия, 2009). Конкурсная программа.

Психологическая драма в лучших традициях польского кино, пусть и слегка схематичная. Психиатр Петр в одном из пациентов узнает своего взрослого сына, которого давно не видел. Эта случайная встреча, помноженная на «проблемы в работе и личной жизни», приводят его к нервному срыву и наркотикам.

Атмосфера, созданная на экране дебютанткой Кингой Дембской, поначалу вызывает уныние – она строит кадры холодные, темные, не очень приятные. Однако, развитие остросоциальной темы, в которой смешались наркомания, депрессия, кризисные отношения отцов и детей, приводит к неожиданно оптимистичному финалу – насколько он вообще возможен в такой истории. Особо стоит отметить игру актеров – точную и сдержанную.

4. Золото осени. Режиссер Ян Тенхавен (Австрия, 2010). Программа социального кино.

Документальный фильм о девяностолетних европейских стариках и старушках, которые участвуют в международных спортивных соревнованиях и даже ставят на них рекорды. Вначале авторы наблюдают за подготовкой пенсионеров к стартам, потом – за их выступлениями. У каждого из героев – дискобола, спринтера, метательницы ядра, прыгуна в высоту – довольно разные истории. Но всех их объединяет страсть к жизни и нежелание примириться с возрастом, который предательски отбирает силы. Возможно, кто-то увидит в фильме аргумент в пользу пенсионной реформы. Однако, представить героев в украинских реалиях, скажем с тележками-кравчучками в метро, довольно сложно.

5. Тот, кто прошел сквозь огонь. Режиссер Михаил Ильенко (Украина, 2011). Конкурсная программа

Официальная премьера украинского фильма, который из-за проблем с финансированием снимался долгих четыре года. Режиссер Михаил Ильенко рассказывает фантастическую, но, по его уверениям, вполне реальную историю о сильном духом украинском летчике, который бежал из немецкого плена и советских лагерей, оказался в Канаде и стал вождем индейского племени. Из всех фильмов конкурсной программы это, скорее всего, единственный, который выйдет в прокат.

Фильмы, которые можно посмотреть (если морально подготовиться)

1. Черная долина. Режиссер Вардис Маринакис (Греция, 2010). Конкурсная программа.

Возможно, наиболее противоречивый фильм фестиваля. Средина 17 века. Раненый янычар оказывается в женском монастыре, влюбляет в себя монахиню и бежит с ней. Правда, при ближайшем рассмотрении монахиня оказывается монахом. А фильм о вере, аскезе и борьбе с искушениями плоти в темных кельях – картиной о гомосексуальных отношениях на фоне красиво снятой природы.

Режиссер сознательно провоцирует зрителя, создавая такой контраст. В этом смысле, «Черная долина» – отличный образец фестивального кино, которое требует вдумчивого осмысления. Как будет воспринят фильм в пространстве Софийской площади, не совсем понятно. Но есть предположение, что не очень хорошо.

2. Не скажу. Режиссер Игорь Копылов (Россия, 2010) Фильм-открытие фестиваля.

Пара влюбленных (Елизавета Боярская и Максим Матвеев) решает разорвать отношения. Делают они это в квартире, оборудованной сложной музыкальной аппаратурой, и в полутемном подвале, живописно залитом водой. Компенсировать натужную театральность диалогов должна сцена стриптиза, исполненная Елизаветой Боярской. А еще – финальный мелодраматический вывих сюжета, который частично объясняет неестественность происходящего. Чтобы дождаться и того и другого, зрителю следует вытерпеть несколько претенциозных истерик героев, которые не ведут картину никуда.

Фильм, который не нужно смотреть

Тени в раю. Режиссер Дж. Стивен Мондер (США / Россия, 2010). Программа социальных фильмов.

Второсортный американский боевик, затесавшийся в афишу потому, что исполнитель главной роли Марк Дакаскос согласился заехать в Киев с визитом. Сюжет картины – об арабских террористах, скупающих оружие, продажных агентах ЦРУ, честных спецназовцах и страстной любви в картонных декорациях – столь же надуманный, сколь и шаблонный. Показывать этот фильм при почетном госте можно с единственной целью – чтобы пристыдить.

Впечатление о конкурсной программе

На первый взгляд, конкурсная программа довольно уязвима. В ней есть фильмы не первой свежести, она кажется излишне «многовекторной», не позволяет вычленить одну единственную идею, которую бы организаторы хотели донести до зрителя. При этом картин, представляющих крупные мировые кинематографии (Великобританию, Францию, Германию, Испанию, Южную Корею, Японию), в полнометражном конкурсе не оказалось вовсе.

С другой стороны, у многих из представленных работ – в отличие от фильмов из той же Великобритании и Франции – появиться в Украине без фестиваля шансов не было никаких. А благодаря пестрому соседству в конкурсе, они смогли раскрыться зрителю под совсем уж неожиданным углом. Пример такой странной пары, наталкивающей на размышления, – история русского старовера из фильма «Сибирь. Монамур» (режиссер Слава Росс, Россия, 2011) и судьба «неправильной» греческой монахини из «Черной долины».

Плюс фестиваля – отличная ретроспектива фильмов Марчелло Мастроянни. Внимание следует обратить на фильм-интервью «Марчелло Мастроянни. Я вспоминаю» (режиссер Анна Мария Тато, Италия, 1997), который вышел уже после смерти великого актера. Картина вроде бы документальная, но очень «игровая», сотканная из небольших сценок, которые герое разыгрывает как бы мимоходом, рассказывая о своей жизни – в искусстве и вне него.

А вот к ретроспективе Боба Фосса при желании претензии можно было бы предъявить. Как режиссер он снял всего лишь пять картин. Из них на фестивале покажут три мюзикла – «Кабаре», «Весь этот джаз» и «Сладкая Чарли».

Автор: Сергей Васильев, кинокритик