Ольга Громова объяснила, зачем сожгла на глазах у публики сделанную с помощью лазера коллекцию (ФОТО)

Ольга Громова раздвинула рамки «портновского искусства», создав коллекцию с помощью проектирования виртуальных моделей и лазерного кроя. Ее идеи оказались созвучны с философией Жана Бодрийяра. Так родился художественный проект «Фатальные стратегии» (ФОТО)
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Несмотря на то что октябрь в Киеве - это время осеннего фешин-марафона, когда показывают сотни дефиле, проект «Фатальные стратегии» Ольги Громовой заставил говорить о себе на протяжении не одной недели. И даже больше - спровоцировал серьезные дискуссии в кулуарах модных показов Украинской недели моды и Mercedes-Benz Fashion Week Kiev.

Так что создатели «Фатальных стратегий» все точно просчитали с датой представления. Ольга Громова, одна из самых успешных украинских дизайнеров, создавала проект совместно с  куратором Константином Дорошенко, арт-критиком и соучредителем Клиники Дорошенко Грищенко, а сценографию придумывал художник Георгий Сенченко, работавший в тандеме с Арсеном Савадовым и в начале 1980-х стоявший у истоков украинского авангарда. И площадку для представления проекта они выбрали абсолютно точную, хотя и необычную – павильон машиностроения и приборостроения ВДНХ.

ФОТОРЕПОРТАЖ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ

Публику сначала заинтриговали, а затем -  шокировали

Было немало других интригующих публику моментов. В приглашении сообщалось, что гости увидят итоговую коллекцию Ольги Громовой. Что это будет коллекция, которую можно увидеть только раз в жизни. И, наконец, поддержал интригу и сам формат пригласительного -  в качестве пригласительного каждый гость получил книгу философа  Жана Бодрийяра «Фатальные стратегии». Для этого специальный коллекционный тираж был выпущен студией «Громова Дизайн» и фундацией «Клиника Дорошенко-Грищенко» в издательстве «Кальвария».

И только в  финале показа все эти интриги-пазлы сложились в одно целое. От финала большинство гостей получили эмоциональный шок – наблюдала своими глазами. Хотя многие ничего шокирующего не ожидали, поначалу приняв увиденное за хотя и креативное, но все-таки дефиле. Но это оказалось не так.

Да, в зале был подиум, над которым бежали светящиеся строки - цитаты из книг Жана Бодрийяра. По подиуму дефилировали в прекрасных белых архитектурных платьях красавицы-модели. Но вот луч прожектора, сопровождавший всю эту красоту, погас. Зал погрузился в полную темноту, которую взорвала вспышка огня, возникшего в конце подиума. Огонь был большой, настоящий, индустриальный - ассоциирующийся с огнем в мартеновской печи. И на глазах у ошеломленных зрителей в него были брошены прекрасные белые платья.  

Вот так красиво высказала свое сегодняшнее понимание сути одежды, роли дизайнера и будущего фешин-индустрии Ольга Громова.

Бодрийяр: реальность заслоняет симуляция

И ее высказывание оказалось созвучным идеям французского философа Жана Бодрийяра. По его мнению, в сегодняшней действительности вещи и идеи существуют автономно и эффективно воспроизводят сами себя. Все отношения приобрели сугубо символический смысл, утратив систему координат и превратив ценности в символы. Результатом этой потери стала невозможность определить, что есть истинное, а что ложное, реальность заслоняет симуляция.

И ярчайшей иллюстрацией этой концепции является мода, которая клонирует себя в бесконечно повторяющейся полугодичной цикличности, которая узаконивает новые символы, ловко выменивая их на истинные ценности.

Зачем иголку заменили лазером

Иллюстрацией позиции Ольги Громовой стала ее коллекция, которую создавала целая команда, но не обычных закройщиков, конструкторов и швей. Вся коллекция создавалась совершенно по-другому. По словам дизайнера, в коллекции практически не было традиционного инструментария.

«Хотелось найти не только новые средства выразительности, но и новый подход к дизайну, - рассказала Ольга Громова.  -  Все платья благодаря специальным программам делались в электронном виде и потом прорисовывались лазером. Так, в принципе, никто не делает. Но мы решили рискнуть, и у нас получилось».

Лазер заменит сотни швей

Партнер Ольги Громовой по проекту художник Георгий Сенченко уверен, что такими будут коллекции 21 века.  И Ольга Громова с ним согласна: «За такими технологиями будущее фешин-индустрии. Потому что ручной труд и все, что с ним связано, это такая нелепая машина, и она порождает такое количество абсолютно бесцельного труда!»

«Одежда - это всего лишь одежда, - вот о чем заявляет Ольга Громова своей технологической коллекцией. - И то, что на ее производство затрачивается такое количество денег и усилий - рано или поздно это закончится,  и к вещам будут относиться как к вещам».

Вещи  должны  быть функциональными, простыми, понятными для покупателя и дешевыми, считает  дизайнер. Для этого существуют технологи, которые позволяют это все воплотить.

«И эти технологи, если честно, упразднят профессию фешин-дизайнера, - прогнозирует Ольга Громова. -  Вместо него делать одежу будут специально обученные великолепные специалисты. Лазер заменит сотни швей. Все упростится. Это будут совершенно другие технологи, другие подходы».

По ее мнению, мы просто сильно заигрались в эту игру: начали думать, что одежда - это нечто большее, что она дает возможность выразить статусность, свою принадлежность и даже свою интеллектуальность. Но на самом-то деле это - всего лишь игра, которую нам навязывают.

«Именно потому с такой красивой, очень сложной конструктивной одеждой мы расстались в финале нашего дефиле», - заключила Ольга Громова.

Мода - это искусство?

Куратор проекта «Фатальные стратегии» Константин Дорошенко: "Почему ведется разговор, что мода - это искусство? На самом деле этот взгляд очень порочный и устаревший. Красивые платья от кутюр, что называют искусством, это декоративно-прикладное искусство. Не больше, чем вышивки бабушки в деревне. Мода становится искусством, только когда она проявляет через себя какие-то идеи. Современное искусство  -  это искусство идей. То, что заставляет вас задуматься, задать какие-то вопросы себе. И возможно, другим выйти из объекта искусства".

«Фатальные стратегии» Жана Бодрийяра

По словам Дорошенко, вызовом к созданию художественного проекта «Фатальные стратегии» послужил выход на украинском языке одной из главных работ Жана Бодрийяра  - книги «Фатальные стратегии». Кстати, эту книгу еще не перевели на русский.

«Бодрийяр -  это философ, который имеет огромное значение для современной культуры моды, рекламы экономики и всего, чего угодно, - заметил Константин Дорошенко. - Бодрийяра очень многие ругают. Говорят,  что он не актуальный (ему же все равно  -  он уже умер), но никто не может предложить ничего более актуального, более отвечающего любым вопросам современности. На книгах Бодрийяра, которых в нашей стране мы еще практически не знаем, воспитаны европейские интеллектуалы - это не только умники, это экономисты, политики, короли рекламного бизнеса. Нам хотелось обратить внимание общества на то, что здесь появляются такие тексты, как "Фатальные стратегии". Значит, они могут быть восприняты и, значит, люди могут по-другому воспринимать современное общество».

Как рассказал Константин Дорошенко, проект будет задокументирован в каталоге,  как и полагается художественному проекту. И издан на  английском и украинском языках. В нем будут опубликованы статьи арт-критиков, интервью Ольги Громовой и фотографии всех образов коллекции. Презентация каталога  состоится как отдельная акция.