Alibaba.com - история успеха интернет-компании

Джек Ма напал на золотую жилу, когда его проект Alibaba.com, предлагающий решения в рамках концепции "бизнес для бизнеса", или B2B, в ноябре прошлого года получил статус открытой компании

результате выпуска акций было собрано более 1,5 миллиардов американских долларов, а сама компания стала оцениваться в 26 миллиардов долларов. Джек Ма (43 года) вырос во времена «культурной революции» в Китае. Он самостоятельно выучил английский, а затем, с развертыванием китайской экономики в 90-х, попал в интернетовскую струю. Сегодня Аlibaba - крупнейший веб-сайт в сфере B2B, и безусловный фаворит среди американских и европейских фирм, покупающих товары у китайских поставщиков. В первой половине 2007 года сайт Alibaba.com заработал 39 миллионов долларов с размером совокупного дохода компании 129 миллионов долларов. В сотрудничестве с Yahoo Ма запустил поисковый механизм, а его Интернет-аукцион Taobao уже побеждает в масштабе китайский вариант аукциона eBay.

Когда мне было 12 лет, я заинтересовался изучением английского языка. На протяжении восьми лет, каждое утро, и в снег, и в дождь, по 40 минут я ездил на велосипеде к одной из гостиниц Ханчжоу неподалеку от «Западного озера», около 180 километров к юго-востоку от Шанхая. Китай в то время только открывался для внешнего мира; в страну приезжали толпы туристов. Я проводил для них бесплатные «экскурсии», а заодно и практиковался в английском. Эти восемь лет изменили меня кардинально. Я стал более «глобализированным», чем большинство людей в Китае. То, что я узнавал от моих учителей или из книг, совершенно отличалось от того, о чем мне рассказывали иностранцы, с которыми я знакомился.

Еще одно событие, в корне меня изменившее, произошло в 1979-м, когда я познакомился с одной австралийской семьей с двумя детьми. Мы подружились и провели три дня вместе, играя в «летающую тарелку». А потом мы стали переписываться. В 1985 году семья пригласила меня в гости в Австралию на летние каникулы. Я поехал туда в июле, и этот 1 месяц полностью изменил мою жизнь. До путешествия в Австралию, меня научили тому, что Китай - самая богатая и счастливая страна в мире. Поэтому, приехав в Австралию, я думал: о боже, все совсем не так, как меня учили. С тех пор я стал думать совершенно по-другому.

Я два раза провалил экзамен, прежде чем меня приняли в Педагогический университет Ханчжоу, считавшийся худшим в моем городе. Мое университетское образование готовило меня к преподаванию английского языка в средней школе. В университете меня выбрали старостой курса, а потом и председателем студенческого союза.

Окончив университет, я стал единственным из 500 студентов, который должен был преподавать в университете. Моя зарплата в месяц составляла 100-120 юаней, то есть, примерно 12-15 долларов. Я мечтал о том, что, когда я отработаю эти пять лет, я начну заниматься бизнесом, например, гостиничным или каким-нибудь другим. Я просто хотел что-то делать. В 1992-м деловой мир начал укрепляться. Я подавал заявки на многие вакансии, но я никому не был нужен! Мне отказали даже в должности секретаря директора Kentucky Fried Chicken.

А в 1995-м я поехал в Сиэтл в качестве переводчика торговой делегации. Там впервые знакомый показал мне Интернет. Помню, мы искали ссылки на слово «пиво» на Yahoo! и обнаружили, что там вообще ничего не было о Китае. Мы решили запустить веб-сайт и зарегистрировали название «Китайские страницы».

Я одолжил 2 тысячи долларов, чтобы основать компанию. Я совершенно ничего не знал о персональных компьютерах и электронной почте. До этого я вообще никогда не прикасался к клавиатуре. Вот почему я называю себя «слепцом верхом на слепом тигре».

Мы конкурировали с China Telecom примерно год. Генеральный директор China Telecom предложил инвестировать 185 тысяч долларов в совместное предприятие. Это были самые большие деньги, которые я когда-либо видел в своей жизни. Но, к сожалению, у China Telecom было пять мест, а у меня только два. Все, что мы предлагали, ими отклонялось. Это было больше похоже на борьбу муравья со слоном. Поэтому я отказался от этого предприятия. После этого мне предложили поехать в Пекин, чтобы возглавить новый правительственный проект в рамках продвижения электронной коммерции (e-commerce).

Я стал мечтать о создании собственной компании, занимающейся e-коммерцией. В 1999-м в моей квартире собралось 18 человек, которым я в течение двух часов рассказывал о своей идее. Каждый из них положил на стол свои деньги, и в итоге мы собрали 60 тыс. долларов для открытия компании Alibaba. Мне хотелось создать глобальную компанию, поэтому я выбрал глобальное название. Его легко написать, а главное, что у людей во всем мире оно ассоциируется со словами Али Бабы "Сезам, откройся!", с помощью которых он открывал двери к спрятанным сокровищам в "Тысяче и одной ночи".

Мы выжили по трем причинам. У нас не было денег, не было технологии, и не было плана. Каждый наш доллар

тратился очень бережно. Офис мы открыли в моей квартире. Потом мы стали расширяться, взяв кредиты у Goldman Sachs в 1999 году и у Softbank Corporation в 2000-м.

Сегодня мы в Китае, потому что я верю в одну вещь: чтобы выиграть на месте, нужно обладать глобальными взглядами. Мы создали собственную бизнес-модель. Мы сосредоточены на том, чтобы помогать мелким и средним компаниям зарабатывать деньги. Мы никогда не копировали американскую модель, в отличие от многих китайских предпринимателей, занимающихся Интернетом. Мы ориентируемся на качество предлагаемого нами продукта. Его суть в том, чтобы «получить одним щелчком». Если я не могу что-то получить, значит это просто ерунда.

Я называю Alibaba "Тысячей и одной ошибкой". Мы выросли слишком быстро, и при этом среди огромного количества доткомовских компаний мы не могли не столкнуться с отсутствием работы. В 2002 году у нас были деньги на выживание всего на 18 месяцев. На сайте было много бесплатных пользователей, и мы понятия не имели о том, как заработать деньги. Поэтому мы разработали услугу для китайских экспортеров, с помощью которой они могли находить американских покупателей в режиме онлайн. Эта новая модель и спасла нас. К концу 2002 г. наша прибыль составила 1 американский доллар. Каждый год ситуация в компании улучшалась, а сегодня Alibaba - это весьма доходный бизнес.

Уроки, которые я вынес из мрачного времени компании - это в первую очередь то, что твоя команда должна иметь ценность, дух новаторства и дальновидность. Кроме того, если вы не сдаетесь, у вас все еще есть шанс. И еще, когда вы только начинаете, вам необходимо фокусироваться на том, что вы делаете, полагаясь на свой мозг, а не на силу.

Появление статуса открытой компании - это очень важный рубеж для Alibaba. Время было выбрано правильно. Мы уже создали компанию «бизнеса для бизнеса», рынок находится в здоровом состоянии, а руководство достаточно сильное. То, как приняли Alibaba, доказывает, что китайская компания, зарегистрированная в Гонконге, в состоянии получить высокую оценку и представлять интерес для международных инвесторов.

Мое собственное видение - это создание e-коммерческой экосистемы, которая позволит покупателям и предпринимателям проводить все бизнес-операции в Интернете. Мы сотрудничаем с поисковой машиной Yahoo, уже запустили онлайн-аукцион и платежные системы. Я хочу создать миллион рабочих мест, изменить социальный и экономический климат в Китае, а также сделать китайский Интернет-рынок крупнейшим в мире.

Я всего лишь пурист (*пуризм - Чрезмерность требований к сохранению строгости нравов, к чистоте языков, консервативное ограждение его от всего нового). Самое главное в моей жизни, это то, что я могу сделать что-то, что повлияет на жизнь и развитие Китая. Оставаясь самим собой, я удовлетворен, счастлив и успешен.