- Категория
- Наука
- Дата публикации
США уходят из "большого космоса" - «Атлантис» начал последний в 30-летней истории шаттлов полет
С космодрома на мысе Канаверал во Флориде, несмотря на неблагоприятную погоду, стартовал шаттл «Атлантис». После возвращения (ожидается, что это произойдет через 12 суток) «Атлантис» наряду с «Индевором», «Дискавери» и никогда не летавшим прототипом «Энтерпрайз» займет место в музее. 30-летняя программа «Спейс шаттл», с которой целое поколение американцев ассоциирует успехи в освоении космоса, станет частью истории. США сэкономят миллиарды долларов, тысячи сотрудников НАСА потеряют работу, а космические планы нации, представитель которой первым высадился на Луне, на ближайшие годы будут зависеть от наличия свободных мест на российских «Союзах».
Первоначальный план американцев предусматривал одновременное строительство флота челноков и орбитальной станции. Однако президент Ричард Никсон, санкционировавший создание шаттлов в 1969 году, счел, что Соединенные Штаты не потянут два столь затратных проекта. Приоритет в годы холодной войны был отдан созданию космических кораблей. Несмотря на то, что НАСА формально является гражданским агентством (у Пентагона есть собственная космическая программа), американские военные всегда были заинтересованы в проекте «Спейс шаттл». Грузовой отсек челноков был сконструирован таким образом, чтобы разместить в нем военные спутники.
Сам факт того, что от использования челноков не отказались намного раньше, не может не удивлять. Программа «Спейс шаттл» никогда по-настоящему не устраивала ни «космических кадетов» — сторонников выхода за пределы земной орбиты, мечтающих о появлении базы на Луне и на Марсе, ни их идеологических противников, которые считали, что потраченные на создание и эксплуатацию шаттлов миллиарды долларов лучше было бы направить на более земные цели. Неслучайно журнал The Economist назвал шаттл «летающим компромиссом».
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaИнженеры НАСА убеждали Конгресс, что со временем шаттлы смогут летать на орбиту раз в неделю, и такая частота запусков позволит компенсировать расходы на создание и обслуживание многоразового корабля. На деле в год удавалось запускать лишь несколько челноков, причем данные о стоимости каждого полета противоречивы. Независимые эксперты говорят о 1,5 млрд долларов, НАСА заявляет о 450 млн, что примерно в 4 раза дороже запуска российских «Протонов», остающихся практически неизменными на протяжении полувека. При этом грузоподъемность российской ракеты-носителя такая же, как у шаттла, на что не раз обращали внимание критики программы «Спейс шаттл».
Другим их козырем были проблемы с безопасностью челноков: две катастрофы унесли жизни 14 астронавтов. В 1986 году вскоре после старта взорвался «Челленджер», в 2003 году при входе в атмосферу погибла «Колумбия». После трагедии 8-летней давности у НАСА появилось правило: после старта одного шаттла держать другой «под парами», чтобы в случае нештатной ситуации он мог вернуть на Землю экипаж аварийного корабля. В случае с пятничным запуском «Атлантиса» такой возможности не будет, поэтому американское космическое ведомство заранее договорилось с «Роскосмосом» о том, что при возникновении проблем астронавтов эвакуируют с орбитальной станции на «Союзах». Российские корабли трехместные, поэтому экипаж «Атлантиса» сокращен до четырех человек вместо обычных шести-семи.
Несмотря на две катастрофы, общий уровень безопасности программы «Спейс шаттл» неплох: успешными были 133 полета. Предшествующая космическая программа, «Аполлон», была опаснее: две неудачи на 16 запусков. Один из них завершился гибелью трех астронавтов, в другой раз корабль чуть было не потеряли в космосе из-за взрыва кислородного баллона, экипажу с риском для жизни удалось вернуться на Землю.
Без шаттлов не было бы МКС, они доставляли на орбиту астронавтов и модули для строительства, сказал BFM.ru, подводя итоги 30-летней службы челноков, летчик-космонавт Геннадий Падалка. The Economist основным успехом программы называет ремонт на орбите очень дорогого телескопа «Хаббл». Юрий Караш, член-корреспондент российской академии космонавтики, магистр внешней политики Высшей школы международных исследований имени Пола Нитце при Университете имени Джонса Гопкинса, в беседе с BFM.ru привел целый перечень удобных и полезных вещей, которые мы унаследовали от американской космической программы: от застежек-липучек и ортопедических матрасов до антисептика мирамистин.
Но есть и еще один, нематериальный и, возможно, самый важный результат. Полеты в космос перестали казаться чем-то экстраординарным, превратившись в глазах обывателя в важную, но рутинную работу. Американцы свыклись с мыслью о своем превосходстве в космосе. Поэтому многие так болезненно реагируют на свертывание программы «Спейс шаттл» и отсутствие внятных разъяснений от администрации Белого дома относительно планов на будущее. Программную космическую речь Барака Обамы о допуске к орбитальным перевозкам частного бизнеса и намерении после 2030 года отправить человека к Марсу критикуют за расплывчатость формулировок и нечеткость идей.
Неназванный источник в НАСА посетовал в интервью агентству Reuters, что речь идет о плохом политическом прогнозировании и отсутствии внятных сигналов из Вашингтона относительно планов на будущее. К хору критиков примкнул даже обычно сдержанный Нейл Армстронг, в 42 года первым высадившийся на Луне. В широко цитируемой американскими газетами статье он написал о «закате пилотируемой космонавтики» и «отсутствии стройного плана по поддержанию лидирующих позиций США».
Ответ главы НАСА Чарльза Болдена не замедлил себя ждать: «Когда я слышу разговоры о том, что последний полет шаттла означает окончание американской пилотируемой программы, я думаю, что эти люди живут на другой планете».
Если с доставкой астронавтов на МКС на ближайшие годы вопрос вроде бы закрыт (за провоз одного американца России, как сообщал BFM.ru, будут платить 63 млн долларов), то что делать с отправкой грузов для американского сегмента станции, не понятно. «Ситуация может стать критической. «Союзы» хорошо доставляют людей, грузы, но у американцев нет договоренности с Роскосмосом относительно использования «Прогрессов» для доставки американских грузов на борт МКС. Поэтому у США сейчас достаточно напряженная ситуация», — объяснил суть проблемы Юрий Караш.
«Преемником» шаттла в НАСА называют корабль «Дракон» — пока проект находится в тестовой фазе. Компания-разработчик провела экспериментальный запуск нового корабля и смогла вернуть его на Землю. Проблема — в позиции Роскосмоса. Еще в апреле руководство российского агентства предупреждало, что не позволит непилотируемому «Дракону» приблизиться к МКС или совершить стыковку со станцией в обозримом будущем, пока не сочтет эти маневры достаточно безопасными. Вслед за грузовыми кораблями в космос, надеются в НАСА, отправятся пилотируемые «Драконы», способные взять на борт до семи человек.