Украина стала двадцатой по инвестпривлекательности телекоммуникаций

Компания Altimo опубликовала результаты своего Индекса инвестиционной привлекательности мобильных телекоммуникаций разных стран

исследование регулярно проводится компанией на основе данных различных рынков за 4-й квартал 2009 и 1-й квартал этого года.

Украина заняла в рейтинге стран с самым высоким индексом 20-позицию (ее показатель - 0,68). Наша страна смогла незначительно продвинуться в рейтинге – результат предыдущего индекса – номер 22 с показателем 0,63. Несмотря на этот незначительный прогресс, разработчики индекса отмечают, что кризис затронул мобильный рынок Украины. Это проявилось в  сокращении потребительских расходов и замедлении темпа роста уровня проникновения мобильной связи.

Впрочем, позиции других стран СНГ гораздо более убедительны. В исследовании отмечается, что Россия и Узбекистан продемонстрировали наибольшую сопротивляемость воздействию финансового кризиса и остались в первой десятке индекса. Спрос на мобильные услуги остается активным благодаря значительным потребительским расходам, позволившим операторам мобильной связи сохранить высокую рентабельность и инвестиции в новые мобильные услуги. Кризис не сказался серьезным образом на расходах российских потребителей, поскольку экономика страны, опирающаяся на значительные объемы экспорта, от кризиса не пострадала. Россия вошла в первую десятку индекса в 2008 году. Мобильный рынок наших соседей по-прежнему демонстрирует положительные тенденции, опирающиеся на значительные потребительские расходы и активное техническое развитие, в результате чего ее индекс в этом году вырос с 0,85 до 0,91. В то же время Казахстан уже не входит в первую десятку.

Шесть из десяти стран, занимающих ведущие позиции в индексе, относятся к азиатскому региону: Китай, Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка, Бангладеш и Индия. Высокая рентабельность и продолжающийся рост абонентской базы вкупе со значительными капиталовложениями в строительство и модернизацию сетей делают эти страны относительно привлекательными для инвесторов в долгосрочной перспективе. Наиболее привлекательный для капиталовложений из развитых и развивающихся рынков является Китай (1,1 в индексе). Абонентская база продолжает расширяться за счет привлечения молодежи и населения сельских районов с низким уровнем развития фиксированной связи. Крупные капиталовложения операторов в системы 3G и услуги передачи данных обеспечат стабильную рентабельность. Азиатский регион сохраняет свою привлекательность. В то же время рынки мобильной связи Африки – Нигерия, Алжир, Ангола и Марокко – выходят на ведущие позиции в индексе. Наиболее привлекательным европейским рынком является Германия, показатели которой аналогичны азиатским странам среднего уровня рейтинга.

Составители рейтинга считают, что по мере того, как уровень проникновения на рынке сотовой связи начинает приближаться к насыщению, стоимость услуг передачи данных станет ключевым фактором определения стоимости средств мобильной телефонии по всему миру. Стремительный рост уровня проникновения на рынок сотовой связи, который так привлекал инвесторов в последние десять лет, завершился. В ближайшие два-три года средний показатель проникновения на развивающихся рынках достигнет уровня развитых рынков и далее его реальный рост составит примерно 2–3% в год. Как отметил директор по коммуникациям компании Altimo Евгений Думалкин: "Сейчас инвесторов по всему миру больше интересуют доходы от улучшения качества продукции, инвестиции делаются в развитие новых технологий и неголосовых 3G/4G услуг, что должно способствовать увеличению ARPU и росту чистой прибыли. В ближайшие три года годовой доход от услуг широкополосного доступа увеличится более чем в два раза. А в результате повсеместного внедрения технологий 4G покупатели смогут воспользоваться преимуществами ценовых войн, когда операторы сотовой связи будут бороться между собой за лидирующие позиции в секторе широкополосных сетей беспроводного доступа".

СПРАВКА

Компания "Алтимо" является международной инвестиционной группой с капиталом в 16 миллиардов долларов США, специализирующейся в сфере телекоммуникаций и действующей на территории России, Украины, стран СНГ и Турции. Первый индекс компании был выпущен в марте 2007 года. Он основан на данных каждой страны о разнице между прогнозируемыми и действительными средними затратами на услуги сотовой связи из расчета на душу населения, о прибылях, индексах проникновения и капитальных затратах по отношении к доходам операторов и численности населения.