Какие реформы должен провести новый президент - мнения экспертов

Эксперты различных отраслей оценивают возможности нового президента по проведению реформ в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Побороть бюрократию

Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития

Сейчас у украинского президента — ограниченные права в сфере экономики. Все возможности президента Украины «вклиниться» в экономическое управление страной сводятся к подаче законодательных актов (разработке законопроектов либо изданию указов). Поэтому считать, что президент в первые 100 дней своей каденции должен работать как хозяйственник — неправильно. У него просто нет таких полномочий. Этим должен заниматься премьер-министр, а президент должен думать о будущем, о реформах, которые назрели. Что это за реформы? В первую очередь институциональной системы управления экономикой, а также системы бюджетирования. Государство должно давить на бюрократию, повышая уровень экономической свободы. Что касается бюджета, то его необходимо освободить от не свойственных ему функций. А для этого нужно провести социальную реформу, реформу системы управления природными монополиями. Тогда в казне появятся деньги на необходимые расходы.


Договориться с МВФ

Юрий ПОЛУНЕЕВ, народный депутат фракции БЮТ, член Совета Нацбанка

Одна из первоочередных задач президента — убедить Международный валютный фонд, что деньги, которые он предоставляет Украине, а также средства, получаемые от эмиссии гособлигаций, идут не на покрытие текущего бюджетного дефицита, а на развитие, модернизацию. Тогда правительство и Национальный банк могут рассчитывать на дальнейшее сотрудничество с МВФ и облегчение переговорного процесса с Вашингтоном.

Что же касается покрытия текущих нужд и внутреннего развития, то в стране есть источник средств на эти цели. Это деньги населения, которые «лежат в матрасах». По разным оценкам, они составляют $25-50 млрд. Это средства, не работающие на экономику, которые не приносят прибыли их владельцам. Я считаю, что одна из главных задач президента в финансовой сфере — возобновление к ней доверия со стороны населения. А точнее, к банковскому сектору, так как в нашей стране через него перераспределяется основная часть финансовых ресурсов. Президенту стоит с этой целью разработать ряд нормативных актов (законопроектов, указов). Еще одна проблема, к решению которой может и должен приобщиться новый президент страны, это реструктуризация проблемных долгов.      

Ввести налог на роскошь

Александр СУГОНЯКО, президент Ассоциации украинских банков

В первую очередь я жду от нового главы государства экономической политики, направленной на поддержку отечественного товаропроизводителя. В таких условиях наша банковская система возродится намного быстрее. Во-вторых, хотелось бы ясной и прозрачной политики относительно банков, которые «умерли», но так и не были «похоронены». Это то, с чего надо начинать. Для банковского сектора также очень важно, чтобы произошла переориентация в фискальной политике в сторону налогообложения багатств, недвижимости, предметов роскоши, капитала.

Разумеется, в рамках своих полномочий президент должен сделать все возможное, чтобы был принят реальный бюджет с реальными источниками покрытия дефицита, который, по самым оптимистичным прогнозам, составит 80 млрд. грн. Не хотелось бы, чтобы Украина была отброшена во времена гиперинфляции.


Все на выборы судей

Данил ГЕТМАНЦЕВ, к.ю.н., доцент, адвокат, почетный президент юридической компании Jurimex

Самое главное, что должен сделать президент, это дать понять, что он вводит новые правила игры взамен тех, которые существуют сегодня. Показать это своим примером, а также на примере тех должностных лиц, высших должностных лиц, которые не примут новые правила игры и поэтому показательно будут привлечены к реальной уголовной ответственности.

Во-вторых, он должен довести до логического завершения те реформы, которые так и не были закончены за без малого 20 лет украинской независимости. К примеру, реформу судебной системы. Президент не имеет достаточно полномочий для реформирования судов, однако может инициировать соответствующие решения парламента. На этом поприще его задачей должно стать введение выборности судей местных судов, выборности председателей судов судьями, входящими в состав соответствующего суда, лишение административных полномочий председателей судов, введение института судебных инспекторов, контролирующих лишение судей неприкосновенности, и других механизмов, ограничивающих коррупционные проявления.


За судьями нужен глаз да глаз

Роман МАРЧЕНКО, старший партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Точечно бороться с коррупцией невозможно — только системно. Как руководитель судебной практики крупной юридической фирмы скажу, что если бы мы побороли или значительно уменьшили уровень коррупции в судах, то общество намного быстрее начало бы очищаться и во всех остальных сферах. Если бы человек знал, что он непременно защитит нарушенные права в суде, он бы менее болезненно воспринимал коррупцию и боролся с ней собственными силами при помощи судов.

Пути борьбы с коррупцией, если мы говорим о судебной системе, предполагают уменьшение судебных дел — раз, достойную зарплату судей — два, и после этого тотальный контроль и жесточайшие санкции в отношении провинившихся.


Заменить административный контроль рыночным регулированием

Михаил СОКОЛО, партнер «Кесарев Консалтинг»

Чтобы снизить уровень коррупции в Украине и действительно изменить ситуацию, президенту нужна команда, мотивированная на борьбу с коррупцией, а также мощная поддержка в парламенте. Он должен быть способен проводить в парламенте законы, направленные на дерегулирование, снижение административных барьеров, замену административного контроля рыночным регулированием и страхованием рисков.

Без изменения законодательства и системы управления устранение одних коррупционеров, например, силами СБУ, будет просто освобождать место для других. В результате борьба с коррупцией имеет все шансы выродиться в борьбу за доходные места одних коррупционеров с другими.

Если говорить о наиболее важных направлениях борьбы с коррупцией, то прежде всего нужно отметить необходимость проведения судебной реформы. Именно институт независимого и объективного суда является важнейшим инструментом защиты законных интересов и прав граждан от произвола чиновников, олигархии и политиков, а значит — базой для формирования гражданского общества.