Минэкономики предложило льготные лицензии в обмен на страховку

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Минэкономики намерено упростить процедуру лицензирования восьми видов предпринимательской деятельности. Сделать это предлагается с помощью… страховки

экономики разработало законопроект, который может существенно упростить жизнь компаниям, работающим в некоторых «подлицензионных» сферах. Согласно документу, копией которого располагает «ДЕЛО», предприниматели смогут намного быстрее получать лицензии, если у них в наличии будет полис страхования ответственности. Чиновники министерства рассчитывают, что документ будет подан на рассмотрение в парламент до конца мая.

В законопроекте предлагается упростить процедуру получения лицензий по восьми видам хоздеятельности, тогда как лицензированию подлежит 81 вид. Среди счастливчиков оказались предприятия, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров и грузов, охранные фирмы, ветеринарные клиники.

По какому принципу отбирались виды хоздеятельности, в Минэкономики вчера объяснить не смогли, сославшись на занятость. По словам одного из участников рабочей группы, в новый проект были включены наименее опасные для жизни и здоровья окружающих виды деятельности, страхование ответственности по которым осуществляется во всем мире. «Предпринимателю легче застраховать свою ответственность и получить лицензию в течение двух дней после подачи пакета документов, чем собирать кучу различных справок и ждать потом ответ от отдела лицензирования месяц и более», — говорит президент ассоциации «Страховой бизнес» Игорь Яковенко.

Страхование ответственности лицензиатов предусматривает защиту потребителей услуг. К примеру, если ветеринар допустит ошибку, в результате которой вверенное ему животное умрет, то хозяевам животного страховая компания выплатит минимум 50 тыс. грн. При этом самому ветеринару за такой полис нужно будет заплатить 5% от страховой суммы в год (минимум 2,5 тыс.).

640 млн. грн.от перевозчиков

Страховщики пока не смогли оценить «емкость» рынка страхования, который появится с принятием законопроекта, ссылаясь на отсутствие статистики по данным видам страхования. Но в целом идею Минэкономики поддержали. «Еще бы, только одни автоперевозчики могут обеспечить поступление страховых премий на уровне 640 млн. грн. Конечно, страховые компании заинтересованы в принятии этого документа», — утверждает один из участников рынка.

Его слова подтверждают и сами страховщики. «Идея Минэкономики интересна не только нам. Ведь страховые компании, которые будут своими деньгами отвечать за профессионализм предпринимателей, будут намного усерднее следить за качеством работы субъектов хоздеятельности, чем сегодня это делают отделы лицензирования», — считает предправления  «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Но, по его словам, условия допуска страховщиков на этот рынок выписаны некорректно. «В документе написано, что страховщик, который имеет право продавать полисы этим субъектам предпринимательства, должен не только иметь соответствующий опыт, но и три года работать безубыточно. Но это же неправильно! Даже платежеспособная компания может работать с убытками, если развивает бизнес. А прибыльный на бумаге страховщик может быть реально банкротом», — возмущается Нельга.

Бизнесмены против

А вот предприниматели от идеи Минэкономики не в восторге. «Это будет еще одна «обязаловка», которая ничего не даст и ни от чего не защитит. А условия выхода на рынок перевозчиков сегодня нужно ужесточать, а не упрощать», — полагает глава компании «Интертранс» Виталий Дидыливский. По его словам, претенденты на лицензию должны  иметь опыт перевозок, автопарк, деньги на счету. «С принятием этого законопроекта любой экспедитор с одной машиной сможет претендовать на оказание услуг, а отвечать за его плохую работу будут не страховщики, а серьезные игроки рынка», — добавляет он.

Похожего мнения придерживаются и ветеринары. «В Украине не существует критериев оценки правильности предоставления ветеринарной помощи, то есть института ветеринарной ошибки. Поэтому теоретически идея хорошая, но на практике это выльется только в ежегодные страховые платежи. Никакой выплаты их клиенты получить не смогут», — объясняет член Украинской ассоциации врачей ветеринарной медицины мелких животных Ярослав Тищенко.

Кто может рассчитывать на «скидки» при лицензировании

Вид деятельности

Минимальный страховой платеж в год

Минимальная страховая сумма

Ветеринарная практика

5% от страховой суммы

50 тыс.грн.

Охрана собственности и граждан

2 мин. зарплаты (сейчас - 1768 грн.) на каждое ТС

100 и 25 тыс.грн.

Перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом

1 мин. зарплата (сейчас - 884 грн.) на каждое ТС

25-53 тыс.грн.*

Перевозка пассажиров и грузов речным и морским транспортом

не определена

не определена

Перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом

не определена

не определена

Проектирование, монтаж, техобслуживание средств противопожарной защиты и систем отопления

2 мин. зарплаты (сейчас - 1768 грн.) на каждое ТС

25 и 100 тыс.грн.**

Проведение дезинфекционных и дератизационных работ

2% от страховой суммы

100 тыс.грн.***

Работы по землеустройству, землеоценочные работы

2% от страховой суммы

500 тыс.грн.