Бельгийского короля раскритиковали из-за новогодней речи с упоминанием фашистов

Параллели с 1930-ми годами, когда при власти в Европе были фашисты, в новогодней речи бельгийского короля Альберта II вызвали шквал негодований среди населения страны

Рождественское обращение бельгийского короля Альберта II вызвало шквал негодования после того, как монарх провел параллели между нынешней политической ситуацией в Бельгии с началом 1930-х годов, когда набирали популярность идеи фашизма. Бельгийский монарх предупредил об опасности ситуации, когда политики-популисты начинают искать "козлов отпущения" и винить их в экономических трудностях.

Лидер фламандских сепаратистов Барт де Вевер отнес это на свой счет и заявил, что король превысил свои полномочия. Бельгийские эксперты сочли, что телеобращение стало вмешательством в политические дебаты в стране. В своей речи король заявил, что "в эти неспокойные времена мы должны сохранять бдительность и знать, что скрывается за аргументами популистов".

Популисты, по его словам, "пытались найти козлов отпущения, будь то иностранцы или сограждане из других районов страны и свалить на них вину за кризис". Подобная логика была распространена в Бельгии и в других европейских странах "во время кризиса 1930-х гг., и нельзя забывать популистскую реакцию того времени". В Бельгии крайне остро ощущается раскол между фламандским севером и валлонским югом. Нередко появляются опасения, что страна не сможет существовать как единое государство. Фламандская партия "Новый фламандский альянс", которую возглавляет Барт де Вевер, существенно укрепила позиции на выборах в октябре и стала ведущей политической силой во Фландрии. Она обвиняет короля в том, что тот якобы "косвенно" упоминает в своей речи "Новый фламандский альянс".

В газете De Standaard Барт де Вевер обвинил короля в том, что тот выбрал "путь монарха, поддерживающего раскол", а затем в телеинтервью добавил, что не может более рассматривать короля Альберта II в качестве арбитра нации. В эфире одной из радиостанций он обвинил премьер-министра Элио Ди Рупо в том, что тот "прячется за троном", хотя, по словам де Вевера, именно он видел речь до ее выхода в эфир и дал согласие на запись текста. "[Ди Рупо] не скажет, что я фашист, но, судя по всему, так считает и делает так, чтобы это сказал король", — сказал де Вевер. Лидер сепаратистов также резко высказался насчет предшественника Альберта, короля Леопольда III (военнопленного во время Второй мировой войны), который в 1940 году встречался с Адольфом Гитлером "чтобы выпить кофе" в Баварии и поставил Бельгию на грань "гражданской войны".

Гневным заявлениям де Вевера предшествовали более сдержанные ремарки политических комментаторов и экспертов. Профессор Карл Девос из Университета Гента заявил, что некоторые пассажи должны были быть опущены. Хотя эксперт по истории монархии профессор Марк Ван дер Вийнгерт отметил, что сравнение с 1930-ми годами — "слишком длинный экскурс в историю". Однако социолог Бенуа Шеюэ в интервью Libre Belgique заявил, что королю как раз и престало предупреждать об опасностях популизма, хотя он считает, что свое мнение относительно обращения должны высказать представители всех основных политических партий. Король Альберт II занял принципиальную позицию в начале политического кризиса в Бельгии, где монарх традиционно играет роль арбитра.

В июле 2011 года он выступил с эмоциональным телеобращением, призывая политиков занять "современную гражданскую позицию" и положить конец кризису, который привел к тому, что страна впервые в новейшей истории оставалась без правительства полтора года.