Самые скандальные запреты главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко

В какой политической обстановке запрещали украинское сало, курчавую петрушку, молдавское вино, заграничные поездки и другие опасные вещи, продукты и занятия

Руководитель российской Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Геннадий Онищенко за семь лет, которые он возглавляет это ведомство, прославился не одним громким запретом или предложением о нем. Последняя инициатива, предложенная в четверг, — возможные ограничения импорта в Россию украинского сыра, в котором Онищенко внезапно обнаружил присутствие пальмового масла. Большинство жителей нашей страны уже давно привыкли, услышав об очередном новшестве от главы Роспотребнадзора, сразу прикидывать, каков политический подтекст его заявлений.

Европейские овощи (май 2011 года)

После вспышки кишечной инфекции в Западной Европе, жертвами которой только в Германии стали 48 человек, Роспотребнадзор ввел запрет на импорт свежих овощей из ЕС. Ограничение продержалось до начала августа. При этом в конце июня сам Геннадий Онищенко внезапно заявил, что введение эмбарго на сельскохозяйственную продукцию — это "политический момент", а не следствие вспышки кишечных заболеваний, однако никак не расшифровал свое заявление.

Труд таджикских мигрантов (ноябрь 2011 года)

С предложением ввести запрет на использование труда мигрантов из Таджикистана Геннадий Онищенко выступил 14 ноября. Свою инициативу он объяснил тем, что у приезжих из этой республики в последнее время все чаще выявляют заболевание СПИДом и туберкулезом. Предложение о запрете прозвучало на фоне резкого обострения отношений между Москвой и Душанбе, причиной которого стал жесткий приговор (8,5 лет тюрьмы) двум летчикам — россиянину Владимиру Садовничему и эстонцу Алексею Руденко. Вскоре летчики были освобождены из-под стражи, а предложенный запрет так и не был введен.

Минеральная вода "Боржоми" (март 2006 года)

С самого начала ограничение импорта знаменитой минеральной воды из Грузии связывалось исключительно с политическими причинами. Формально основанием для запрета стало несоответствие "Боржоми" требованиям санитарных и вкусовых норм. Однако при этом экспорт минералки в другие страны не прекращался, и постепенно производители "Боржоми" в немалой степени компенсировали потерю российского рынка (на который приходилось около 50% экспорта). В ноябре 2011 года представители России и Грузии начали переговоры об отмене этого ограничения.

Молдавское и грузинское вино (март 2006 года)

Формальная причина запрета, введенного в период обострения политических разногласий между Москвой, Кишиневом и Тбилиси, — несоответствие ввозимой из Грузии и Молдавии продукции санитарным нормам. Причем запрещен был не только импорт новых партий вина и виноматериалов, но и розничная продажа уже ввезенного: ограничение коснулось порядка 80 млн бутылок на $250 млн. Запрет действует по сей день, причем попытки частично разрешить импорт, например молдавского вина, открыв дорогу в Россию для некоторых производителей, натолкнулись на противодействие Кишинева: там заявили, что не будут сегрегировать своих виноделов.

Польское мясо (ноябрь 2005 года)

Инициатором введения этого запрета был не Геннадий Онищенко — эмбарго вводилось по требованию Россельхознадзора, но глава Роспотребнадзора поддержал ограничения и был самым заметным спикером по этому вопросу. Запрет держался два года, до тех пор, пока на смену Леху Качиньскому на посту президента Польши не пришел Дональд Туск, который не отличался столь резкой антироссийской риторикой и не препятствовал вступлению России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Митинги как рассадник гриппа (декабрь 2011 года)

За день до проведения массового митинга протеста против итогов парламентских выборов 2011 года Геннадий Онищенко выступил с заявлением, что участие в этих мероприятиях чревато эпидемией гриппа. Аргументация была простой: любой митинг — место массового скопления людей, а Россия и без того стоит на пороге эпидемии гриппа, и в таких условиях заражение будет идти катастрофическими темпами. Однако ни после 10 декабря, ни после 24 декабря никаких вспышек эпидемии гриппа в стране не отмечалось. Как и все предыдущие годы, пик заболеваемости придется, скорее всего, на январь — традиционный гриппоопасный месяц.

Замороженная птица (июнь 2008 года)

В 2008 году по инициативе Роспотребнадзора было запрещено использование замороженного мяса птицы для детского питания, а с 1 января 2011 года был запрещен уже и оборот такой продукции на территории страны. Эти действия вызвали резкое неприятие не только за пределами России (по мнению многих западных наблюдателей, этот резкий шаг был направлен прежде всего против США, экспортировавших значительную долю глубоко замороженного птичьего мяса на российский рынок), но и внутри: отечественные торговцы попросили у первого вице-премьера Виктора Зубкова защиты от действий Геннадия Онищенко. Впоследствии власти подтвердили запрет на использование замороженной курятины для производства детского питания, но не стали запрещать оборот этой продукции полностью.

Петрушка курчавая (апрель 2011 года)

Самая, пожалуй, неожиданная и политически немотивированная инициатива Геннадия Онищенко. Весной прошлого года отдельным постановлением Роспотребнадзора список запрещенных к обороту растений, содержащих сильнодействующие и наркотические вещества, был расширен на десяток названий, среди которых оказалась и петрушка курчавая. Из ее плодов, как утверждают инициаторы запрета, можно выделить растительные наркотики. Правда, позднее выяснилось, что поводом к уголовному преследованию огородников, растящих петрушку, будет только доказательство в преднамеренном производстве запрещенного растения именно в целях сбыта наркоторговцам.

Латвийские шпроты (октябрь 2006 года)

Обнаружив в латвийских шпротах опасное вещество — канцероген бензопирен, Роспотребнадзор почему-то не обратился к производителям с просьбой проверить, откуда этот химикат взялся в рыбе, а обнародовал эту информацию через СМИ. И тут же запретил ввоз популярных консервов, произведенных двумя наиболее крупными производителями этой продукции в Латвии. Запрет был снят буквально через три с половиной месяца. По странному совпадению, столько же времени ушло на то, чтобы Москва и Рига урегулировали застарелый территориальный спор вокруг Пыталовского района (договор, поставивший точку в нем, был подписан в марте 2007 года).

Украинское сало (январь 2006 года)

Из-за недостаточного контроля ветеринарных служб Украины за деятельностью мясоперерабатывающих предприятий с 20 января был запрещен импорт в Россию украинского сала. Ограничение действовало до тех пор, пока на парламентских выборах в этой республике не победила Партия регионов во главе с Виктором Януковичем. Нынешняя инициатива Геннадия Онищенко, пообещавшего запретить украинский сыр, весьма похожа на действия шестилетней давности.

Японские автомобили (апрель 2011 года)

Вскоре после того, как в результате землетрясения и удара цунами вокруг японской АЭС "Фукусима-1" сложилась катастрофическая ситуация, глава Роспотребнадзора предложил запретить импорт японских автомобилей из Страны восходящего солнца. Причиной такой инициативы стало отчасти обоснованное опасение, что машины, ввезенные непосредственно из Японии, могли подвергаться радиоактивному заражению. Правда, почему-то не был учтен важный момент: опасность такого заражения распространялась отнюдь не на всю территорию островного государства. Фоном же для предложения Геннадия Онищенко стало очередное обострение споров между Москвой и Токио по поводу пресловутых "северных территорий" — нескольких островов Курильской гряды.

Послеобеденная работа (июль 2010 года)

В разгар летних пожаров позапрошлого года, когда Москву окутывал удушливый торфяной смог, Геннадий Онищенко выступил с предложением ввести в столице обязательный послеобеденный отдых. Необходимость российской сиесты чиновник аргументировал тем, что без двух-трех часов дополнительного отдыха люди, измученные жарой и дымом, не смогут полноценно трудиться. Предложение поддержано не было.

Белорусская молочная продукция (июнь 2009 года)

В списке видов молочных продуктов, ввоз которых из Белоруссии в Россию был запрещен распоряжением Геннадия Онищенко, оказалось более 500 пунктов! Поводом стало обвинение белорусской стороны в том, что она не соблюдает требования технического регламента на молочную продукцию, введенного в России годом ранее. Реакция Минска оказалась более чем жесткой: президент страны Александр Лукашенко просто-напросто отказался от участия в саммите ОДКБ, где решался вопрос о создании коллективных сил оперативного реагирования. По мнению большинства наблюдателей, российское эмбарго было введено после того, как белорусская сторона довольно жестко пресекла попытки некоторых промышленников из России получить в собственность наиболее перспективные молокоперерабатывающие производства в Белоруссии.

Заграничные поездки школьников (июль 2009 года)

Среди множества запретов, введенных или предложенных Геннадием Онищенко в связи с так называемым "птичьим гриппом", именно запрет на поездки организованных групп школьников за пределы страны стал самым известным. По утверждению главы Роспотребнадзора, наибольшее количество случаев опасного заболевания было зафиксировано у детей, ездивших в Великобританию изучать английский язык. Первым делом Онищенко предложил запретить поездки школьников именно в эту страну, а затем — распространить запрет на все зарубежные организованные детские поездки. Инициатива не получила массовой поддержки у туроператоров, а вскоре и вовсе была забыта.

Приднестровский коньяк (октябрь 2011 года)

В разгар скандалов, связанных с предстоящими президентскими выборами в этой непризнанной республике, Геннадий Онищенко выступил с заявлением, что он готов наложить запрет на импорт местного коньяка в Россию. Жесткая мера была введена в действие буквально на следующий день после того, как действующий глава Приднестровья Игорь Смирнов официально подтвердил свое участие в предвыборной борьбе. Именно эту инициативу руководителя Роспотребнадзора большинство наблюдателей считает самым откровенным примером использования совершенно неполитической структуры в откровенной политической игре.