Свой бизнес: Как правильно снижать зарплаты в кризис

Как правильно снижать зарплаты в кризис, чтобы потери от падения мотивации сотрудников не превысили экономию от урезания жалований.

Ежедневно в рубрике "Свой бизнес" мы помогаем вам управлять бизнесом. Сегодня мы расскажем о том, как правильно снижать зарплаты в кризис, чтобы потери от падения мотивации сотрудников не превысили экономию от урезания жалований.

Все учебники по кризис-менеджменту советуют в рецессию урезать затраты, увольнять часть персонала, предпринимать еще какие-то шаги для экономии денежных средств. Но вот уменьшение зарплаты сотрудникам воспринимается как табу. Дескать, кто же захочет работать или оставаться лояльным за меньшие деньги?

Компании перестали следовать этому совету. FedEx, Hewlett-Packard и AMD уже снизили зарплаты. Более 52% менеджеров по персоналу заявляют, что уменьшили или заморозили зарплаты сотрудникам, это почти вдвое больше, нежели в январе.

Несмотря на кажущуюся непопулярность и неприемлемость урезания платы работникам, это не обязательно придет к снижению мотивации у персонала.

Этическая проблема

Труман Бьюли, экономист Йельского университета, изучив экономический спад начала 90-х годов прошлого века выявил, что, по мнению руководителей компаний, снижение зарплат может сделать сотрудников менее лояльными к компании, озлобить их и убить желание к усердному труду. То есть снижение расходов на зарплаты не окупит потерь, вызванных утратой сотрудниками мотивации.

Сейчас, почти 20 лет спустя, когда компании США находятся в более глубокой рецессии, эксперты и менеджеры смотрят на эту проблему по-другому (в основном, потому, что подчиненные тоже изменили свою точку зрения). При уровне безработицы, составляющем почти 10%, сотрудники понимают, что у фирмы не так и много вариантов остаться на рынке. Это либо увольнения, либо снижение зарплат.

Читайте также: Как правильно критиковать сотрудников

Второй вариант, вне сомнений, является более гуманным. Некоторое уменьшение выплат, проведенное осторожно, может даже усилить командный дух в компании в трудные времена. По мнению профессора Калифорнийского университета Дэвида Левина, это посылает работникам сигнал, что каждый сотрудник ценен для компании, что "все страдают вместе".

И, что более важно, подчеркивает Левин, снижение заработной платы вместо увольнений поможет компании удержать конкурентные позиции, когда кризис закончится. Левин приводит пример авиакомпании Southwest Airlines, которая в период экономического спада в 2001 г. сохранила свой персонал, в отличие от 6 крупнейших конкурентов, уволивших 70 тыс. сотрудников. Вместо увольнений компания заморозила зарплаты руководителям, а также отменила бонусы и другие поощрительные выплаты. Когда рецессия минула, авиакомпании не пришлось тратиться на найм и обучение новых сотрудников, а выйти из кризиса с подготовленным и преданным персоналом.

Как попросить сотрудников продолжать работать за меньшие деньги? Во-первых, дело в изначальной лояльности -  преданный компании персонал, как в Southwest Airlines, с минимальными потерями для боевого духа переживет сокращение зарплат. Но существует и несколько способов смягчить удар от уменьшения выплат, если мораль недостаточно высока.

Читайте также: Как собрать эффективную команду

Покажите, что каждый сотрудник компании разделит это бремя, особенно менеджеры. Сделайте это, подвергнув зарплаты руководства наибольшему сокращению. В Hewlett-Packard гендиректор Марк Херд сократил свою зарплату на 20% после того, как компания объявила в феврале об убытках по результатам первого квартрала. Многие руководители сокращают свои зарплаты на 10-15% в то время, как зарплата рядовых сотрудников уменьшается на 5% или меньше.

Информируйте сотрудников. Эксперты считают, что лучше сообщать плохие новости, чем не сообщать никаких. Работники, недополучающие какую-либо информацию, будут представлять себе худшие варианты развития событий. Дайте сотрудникам правдивое объяснение того, почему урезания необходимы и как они будут осуществляться.

Читайте также: Как выбить долги, не нарушая закона

Не экономьте на похвалах и признании заслуг, чтобы ваши сотрудники не начали искать новую работу, когда экономика начнет восстанавливаться. Поясните ключевым работникам, насколько они помогают достигать хороших результатов. Предоставляйте им возможность развиваться, например, назначайте их на важные позиции в новых проектах, и  давайте им доступ на высшие ступеньки, например, приглашайте на обед с участием руководителей.

Как повысить зарплату

То, как вы будете возвращать зарплаты к прежнему докризисному уровню, важно примерно так же, как и объявление о ее сокращении. Если вы пообещали о прибавке к жалованью после достижения компанией прибыльности, вы обязанв выполнить свое обещание.

Например, Херд из Hewlett-Packard заявил сотрудникам, что если дела в компании будут идти хорошо, сотрудники будут вновь получать бонусы, которые покроют их издержки. Но теперь, после того, как компания второй квартал подряд несет убытки, Херд уже не делает никаких обещаний, и неизвестно, получат ли сотрудники свои бонусы.


Читайте также в рубрике "Свой бизнес"

4 способа перехитрить конкурента

Как фирме получить выгоду из затишья на рынке

Преимущества аутсорсинга для малого бизнеса

Чтобы грамотно управлять бизнесом, полезно знать

Где взять денег

Как выбрать кредит

Как получить кредит для бизнеса

Как взять кредит под залог автомобиля

Что делать с личными финансами

Во что вкладывать деньги обычному украинцу

Как забрать деньги из кредитного союза

Как подготовиться ко второй волне кризиса

Что будет с курсом валют

Гривня продолжит обесцениваться

Что будет с долларом до конца года

Эксперты назвали причины обвала гривны осенью